Доброго дня! Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верю, что любящим Тебя все содействует ко благу, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Неопалимая купина", архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., пророка Боговидца Моисея, сщмч. Вавилы и трех отроков, свт. Иоасафа, еп. Белгородского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Больший из вас да будет вам слуга". Большество измеряется, по слову Господа, не родом, не властью, не мерою способностей и способов, а умением устраивать благо для других. Кто неутомимее и шире действует в этом роде, тот и больший. Как в семье набольший, становясь набольшим, берет к сердцу заботу о всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтоб всех упокоить, сделать так, чтоб всем было хорошо: так и в обществе христианском, хотящий быть набольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же: брось всякую мысль о большестве, а прими сердечную заботу о том, чтобы сколько можно более послужить во благо окружающих тебя, и будешь больший перед очами Божиими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все набольшие сделали этот закон Христов законом своей совести, какое пошло бы тотчас благоденствие и довольство среди нас! Но то горе, что большество скоро у нас обращается на служение себе и своим интересам и сопровождается всегда почти требованием услуг себе, вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью ведения официальных дел. Оттого много набольших, а благо не спеется среди нас, и все добрые учреждения не приносят того добра, какое от них ожидается.
1 Кор. 4, 1-5:
1Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 2От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. 3Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Мф. 23, 1-12:
1Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища - свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!8А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; 9и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. 11Больший из вас да будет вам слуга: 12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится .
Из Охридского Пролога за 4 сентября
Рассуждение:
Сила святых по смерти бывает гораздо более значительной, нежели при жизни. «Для этого Бог и оставил нам мощи святых», – говорит святой Златоуст в своем непревзойденном слове о св[ятом] Вавиле. Св[ятой] Вавила был погребен в Антиохии. Тогда царь Галлий, брат Юлиана Отступника, правил вместе с Констанцием, сыном Константина Великого. Движимый благочестием, Галлий перенес мощи святого Вавилы в предместье Антиохии, именуемое Дафна, построил там маленькую церковь и положил в ней останки сего священномученика. В Дафне был знаменитый храм Аполлона, воздвигнутый на том месте, где, согласно языческим басням, некая девица превратилась в дерево дафну, чтобы избавиться от домогательств «бога» Аполлона, преследовавшего ее из-за необузданной к ней плотской страсти. Там стоял идол Аполлона, который якобы предсказывал судьбу каждого. Но с той поры как мощи [святого] Вавилы были погребены вблизи храма, демон-оракул, говорящий из идола, замолк и перестал прорицать. Когда впоследствии царь Юлиан Отступник отправлялся на гибельную войну с персами, то ненадолго зашел в этот храм и вопросил идола об исходе сражения, к которому он готовился. Однако идол боязливо возразил, что не может дать ясного ответа «из-за мертвых», похороненных недалеко от него. Это, разумеется, относилось только к [святому] Вавиле, присутствие мощей которого заставило демона умолкнуть. По приказу Юлиана мощи [святого] Вавилы были перенесены назад в Антиохию. Однако как только совершилось это перенесение, ниспал огонь с неба, сжег храм Аполлона и навсегда его разрушил. Юлиан же отправился в поход на персов и ужасно окончил свою богомерзкую жизнь.
Такова была сила Христова мученика по смерти: связал он уста демона, низвел огонь с неба и сравнял с землей идольский храм, а безбожного царя-отступника покарал бесчестной смертью.
Проповедь о претворении воды в вино
Начало чудесам в Кане Галилейской.
Ин.2:11
Всемогущ Бог наш, и могуществу Его нет ни конца, ни описания. Словом Своим сотворил Он всю тварь. Словом Господним небеса утвердишася. Словом Своим создал Он [и] тело человека. Словом Божиим мертвая земля преобразуется в людские тела, в тела животных, в растения. Словом Божиим проточная вода обращается в пар, а пар – в лед и снег. Тем же Самым Словом вода на браке претворяется в вино, и вино веселит сердце человека. Итак, какое это чудо для воплощенного Слова Божия, для Христа, Господа нашего, что превратил Он в Кане воду в вино? Для нас, людей, помраченных грехом, это великое чудо; для нашего естества расслабленного пороками, это чудо непостижимое. Однако творить чудеса – не обычное ли это занятие Творца? Когда слуги наполнили шесть больших сосудов водой, Владыка Христос сказал им: Теперь почерните и несите к распорядителю пира. Он даже и не произнес слов «да станет вода вином», а лишь подумал о том. Но Божия мысль имеет ту же силу, что и Божие слово.
Почему говорится, что это начало чудесам, если Господь, по всей видимости, и прежде сего чуда творил дивные дела? Потому, братья, что претворение воды в вино – это основное Христово чудо и сущность всех Его чудес. Человеческое естество впитало чрезмерно много воды, так что довело себя до слез; необходимо было преобразовать его в вино. Угасла Божественная искра в человеке, нужно было ее [снова] возжечь. Недуг подобен воде, здоровье – вину; смерть похожа на воду, жизнь – на вино; невежество – как вода, истина – как вино. Посему когда бы Господь ни делал больных здоровыми, нечистых – чистыми, мертвых – живыми, заблудших – просвещенными, Он, по существу, претворял воду в вино.
О Господи Боже наш, досточудный Претворитель воды в вино, внеси Твой Божественный пламень в наш потухший очаг. Претвори воду нашего бытия в божественное вино, – дабы стали мы подобными Тебе и как таковые могли восседать в Царстве Твоем бессмертном вкупе с Твоими пламенеющими Ангелами. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАВИЛА И С НИМ ТРИ ОТРОКА УРВАН, ПРИЛИДИАН, ЕППОЛОНИЙ И МАТЬ ИХ ХРИСТОДУЛА
Священномученик Вавила и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула приняли мученическую кончину при Декии (249 - 251). Во время своего пребывания в городе Антиохии император устроил большой праздник в честь языческих богов. Одновременно с этим святой и богобоязненный епископ Антиохийский Вавила совершал в храме Божественную литургию; он молился за свою паству и учил ее мужественно переносить все испытания за веру во Христа. После мерзкого идолослужения Декий, желая видеть совершение Божественных Таин, решил войти в храм и своим посещением осквернить Святыню Господню. Об этом было доложено епископу, и он, не желая впустить нечестивца в храм Божий, вышел ему навстречу и остановил его на пороге церкви. Когда император попытался ближе подойти к церковным дверям, святой Вавила рукою оттолкнул его так, что царь вынужден был отказаться от своего намерения. Он хотел было тут же отомстить святому, но, видя большое стечение христиан, побоялся их возмущения.
На другой день разгневанный император приказал предать огню христианский храм, а епископа Вавилу привести к нему. На вопрос о том, как мог он оскорбить царское достоинство, не пустить императора в храм и не оказать ему должного почтения, святой епископ отвечал: "Если кто восстает на Бога и хочет нанести оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа".
Император потребовал, чтобы святой епископ поклонился идолам и таким образом искупил свое преступление, а иначе он будет казнен, но, убедившись, что мученик остается твердым в своей вере, приказал военачальнику Викторину надеть на него тяжелые цепи и с позором водить по городу. На это святой мученик отвечал: "О, царь, для меня эти цепи так же почетны, как для тебя твой царский венец, а страдания за Христа для меня приятны, как приятна тебе твоя царская власть; смерть за Бессмертного Царя так же для меня желательна, как для тебя твоя жизнь".
На суде вместе с епископом Вавилой находились три юных брата, которые не оставляли его даже в самые трудные минуты. Увидев их, император спросил: "Чьи это дети?" "Это мои духовные чада, - отвечал святой, - я их возродил благовествованием, вскормил поучением, взрастил наставлениями, и вот в малом теле перед тобою великие мужи и совершенные христиане. Испытай и увидишь".
Император испробовал все способы прельстить юношей и их мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. Тогда в ярости он приказал нанести каждому из них раны по числу их лет. Первому нанесли 12 ран, другому - 10, а третьему - 7. Отпустив мать и детей, мучитель снова вызвал святителя, он хотел обмануть его, сказав, что его дети отреклись от Христа. Однако эта ложь была тут же раскрыта и не принесла ему успеха. Тогда он в ярости приказал повесить всех мучеников на дереве и стал жечь их огнем. Видя стойкость и мужество святых, император, наконец, осудил их на мученическую смерть через усекновение мечом (+ ок. 251).
Тропарь священномученику Вавиле Антиохийскому, глас 4
И нpа́вом пpича́стник,/ и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обpе́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я,/ и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве,/ священному́чениче Вави́ло,/ моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: И нравам Апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Вавила, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Кондак священномученику Вавиле Антиохийскому, глас 8
Я́ко благоче́стия пропове́дника и страда́льцев утвержде́ние,/ Це́рковь сла́вит тя, Вави́ло сла́вне, освеща́ема днесь;/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ в ми́ре соверше́ннем велича́ющия и восхваля́ющия тя сохрани́ти Христу́// моли́ся, о многострада́льне.
Перевод: Как проповедника благочестия и мучеников силу, Церковь прославляет тебя, Вавила славный, освещаемая сегодня, но, как имеющий дерзновение ко Господу, сохранить в совершенном мире всех величающих и прославляющих тебя молись Христу Богу, о много пострадавший.
Икона Богородицы «Неопалимая Купина»
Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.
Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая».
Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины».
По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих ее от огня. Как-то довелось читать рассказ очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушел, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошенном пожарище возвышался один только домик, охраненный силой иконы.
«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь.
Звезда составлена из двух четыреугольников. Один окрашивается в красный цвет — во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зеленый. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с ветвью благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».
Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.
В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стоит икона, находившаяся некогда в «Святых сенях» при Грановитой Палате дворца. Она прекрасного древнего письма, а размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.
Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.
В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона «Неопалимой Купины». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».
В 1822 году в городе Славянске Харьковской губ. участились пожары от поджогов. Жители не знали, что делать. Тогда благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Бельницкая рассказала о сне протоиерею Костричу. Икона была немедленно написана, и после литургии перед ней совершено молебствие. В тот же день случился новый пожар и обнаружена поджигательница, малоумная девица Мавра. Оказалось, что она произвела все пожары. Пожары после этого прекратились, а благодарные жители устроили для иконы киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара». Икона стоит в Троицкой церкви.
В селе Кубенском Вологодской губернии также есть чтимая икона «Неопалимой Купины».
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неопалимая Купина», глас 4
И́же во огни́ купины́ неопали́мыя, дре́вле Моисе́ем ви́денныя,/ та́йну воплоще́ния Своего́ от неискусобра́чныя Де́вы Мари́и Прообразова́вый,/ Той и ны́не, я́ко чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель,/ ико́ну Ея́ святу́ю чудесы́ мно́гими просла́ви,/ дарова́в ю́ ве́рным во исцеле́ние неду́гом/ и в защище́ние от о́гненнаго запале́ния./ Сего́ ра́ди вопие́м Преблагослове́нней:/ наде́ждо христиа́н, от лю́тых бед, огня́ и гро́ма изба́ви на Тя упова́ющия// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко милосе́рда.
Перевод: Тот, кто во огне купины неопалимой, в древности Моисеем увиденной, тайну воплощения Своего от Девы Марии, брака не познавшей, предзнаменовал, и сейчас, как Творец чудес и всего тварного Создатель, икону Ее святую чудесами многими прославил, даровав ее верующим для исцеления болезней и для защиты от пожаров. Потому взываем к Преблагословенной: «Надежда христиан, от жестоких бедствий, огня и грома избавь на Тебя надеющихся и спаси души наши, как милосердная».
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неопалимая Купина», глас 4
И́же в Купине́, огне́м горя́щей и несгора́емой,/ показа́вый Моисе́ови Пречи́стую Твою́ Ма́терь, Христе́ Бо́же,/ Огнь Божества́ неопа́льне во чре́ве прии́мшую,/ и нетле́нну по Рождестве́ пребы́вшую:/ Тоя́ моли́твами пла́мене страсте́й изба́ви нас,/ и от о́гненных запале́ний град Твой сохрани́,// я́ко Многоми́лостив.
Перевод: В купине, огнем горящей и несгораемой, показавший Моисею Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, Огонь Божества, не опалившись, принявшую во чреве и непорочной после Рождества пребывшую, по Ее молитвам избавь нас от пламени страстей и от пожаров город Твой сохрани, как Многомилостивый.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неопалимая Купина», глас 8
Предочи́стим чу́вствия душ и теле́с на́ших,/ да ви́дим та́инство Боже́ственное,/ о́бразно явле́нное дре́вле вели́кому во проро́цех Моисе́ю купино́ю,/ горе́вшею огне́м и не сгара́вшею,/ в не́йже Твоего́ безсе́меннаго Рождества́, Богоро́дице, предвозвеще́ние испове́дуем,/ и, благогове́йно покланя́ющеся Тебе́/ и Ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, со стра́хом вопие́м:// ра́дуйся, Влады́чице, Покро́ве, и Прибе́жище, и Спасе́ние душ на́ших.
Перевод: Предочистим восприятие душ и тел наших, чтобы увидеть таинство Божественное, явленное в древности пророку Моисею как пылающий и не сгорающий в огне куст, в нем же Твоего бессеменного Рождества, Богородица, предсказание исповедуем, и, благоговейно поклоняясь Тебе и родившемуся от Тебя Спасителю нашему, со страхом взываем: «Радуйся, Владычица, Защита и Прибежище и Спасение душ наших».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неопалимая Купина»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вны и пресла́вны чудеса́ содева́еши, от о́гненнаго запале́ния и молниено́снаго гро́ма жили́ща на́ша спаса́еши, неду́жныя исцеля́еши и вся́кое благо́е проше́ние на́ше во бла́го исполня́еши. Смире́нно мо́лим Тя, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, сподо́би ны немощны́я и гре́шныя Твоего́ Ма́терняго уча́стия и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, оби́тель сию́, всю страну́ на́шу правосла́вную, и вся ны припа́дающия к Тебе́ с ве́рою и любо́вию, и умиле́нно прося́щия со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая, умилосе́рдися на нас, обурева́емых греха́ми мно́гими и не иму́щих дерзнове́ния ко Христу́ Го́споду, проси́ти Его о поми́ловании и проще́нии, но Тебе́ предлага́ем к Нему́ на умоле́ние Ма́терь Его́ по пло́ти: Ты же, Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоприи́мнии ру́це Твои́ и предста́тельствуй за нас пред Бла́гостию Его́, прося́ще нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны, и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Его́. В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние: да спаса́еми всеси́льными Твои́ми ко Го́споду моли́твами вре́меннаго наказа́ния Бо́жия зде избе́гнем и ве́чное блаже́нство ра́йское та́мо унасле́дуем: и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пное и́мя поклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие, во ве́ки веко́в. Ами́нь.