17 ноября день памяти Преподобного Иоанникия Великого

17.11.2022

 

Свт. Феофан Затворник:

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1). Отличительная черта лицемерия – делать всё напоказ. Действовать на глазах других еще не лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно; потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании только быть показными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а показанность – необходимое сопутствие дел совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда возымеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытная цель пользоваться и выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий чего требует Господь, когда заповедует «беречься закваски фарисейской». Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия.

 

Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам

1 Сол. 2:9-14

Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.

Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,

потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,

мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка́к слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих.

Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,

 

Евангелие по Луке

Лк. 11:47 - 12:1

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Глава 12

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

 

Из Охридского Пролога за 4 ноября

Рассуждение

Милость – плод веры. Там, где есть правая вера, там обитает и настоящая милость. [Как-то] раз преподобный Иоанникий проходил близ одной женской обители, в которой среди множества монахинь была и некая мать с[о своей] дочерью. На юную дочь напали бесы с плотским искушением и разожгли в ней блудную похоть в такой мере, что захотела она покинуть монастырь и выйти замуж. Напрасно мать советовала ей остаться. Дочь не хотела и слышать об этом. Увидев преподобного Иоанникия, мать упросила и его поговорить с дочерью, дабы вразумить ее не уходить из обители и не подвергать свою душу погибели. Иоанникий призвал девицу и сказал ей: «Дщерь, положи руку твою мне на плечо!» Девица сделала это. Тогда милосердный святой помолился Богу в своем сердце, чтобы Господь избавил девицу от искушения и чтобы ее плотская страсть перешла на него. Так это и произошло. Девица полностью утихомирилась и осталась в монастыре, а преподобный Иоанникий пошел своей дорогой. Но на дороге ощутил он, как вспыхнула в нем страстная похоть и вся его кровь вскипела, точно в огне. Захотел он лучше умереть, нежели дать волю сей страсти. И увидев огромную змею, подбежал к ней, чтобы та ужалила его и он умер. Однако змея не хотела его кусать. Он стал ее дразнить, чтобы бросилась она на него [со своими ядоносными зубами], но как только схватил он ее – ехидна издохла. В тот же миг угас и пламень похоти в преподобном Иоанникии.

Проповедь о наследниках Царствия через Господа Иисуса Христа

В Нем мы и сделались наследниками.

Еф. 1:11

Всё – от Господа Иисуса Христа, всё – через Господа Иисуса Христа, всё – Господу Иисусу Христу. Вне Его нет у нас ни надежной связи, ни нормального общения ни с Богом, ни с людьми, ни с прочими созданиями. Он наша Глава, Он наш Ум. Через Него мы и сделались наследниками. Наследниками чего? Царствия Божия. Почему в Новом Завете христиане часто именуются наследниками? Наследство всегда сопряжено с чьей-то смертью. Надлежит одному умереть, чтобы другой ему наследовал. Христиане еще в этой жизни становятся наследниками, ибо умирает в них ветхий человек, а на его место [как наследник] приходит человек новый: тот, который переживает [ветхого человека] и входит в [его] наследство. Когда тело умирает, душа и впредь живет, а значит и наследует то, что́ собрал человек, живя в теле, будь то добрые дела ко спасению или же злые дела к осуждению. Через Господа Иисуса Христа нам, сверх всего, открылось и то наследие, в котором блаженствует Сам Господь, то есть бессмертное Царствие Божие. Царствие сие унаследуем мы тогда, когда оставим царство земное; если умрем для земли, то воспримем достояние неба; если расторгнем союз с сатаной, то сделаемся сонаследниками Христовыми.

О братья мои, подумайте, какое богатое наследие нас ожидает! Только бы не продать нам его задешево, как [продал] Исав свое первородство!

О Господи Иисусе Христе, Боже наш и Спаситель наш, смилуйся над нами до конца и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАННИКИЙ ВЕЛИКИЙ

Преподобный Иоанникий Великий родился в Вифинии в 752 г. в селении Марикати. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот - единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду.

По приказу императора Льва IV (775 - 780) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но, как храбрый воин, был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.

Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако, по совету опытных в монашеском делании старцев, он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого, по внушению Божию, преподобный удалился в пустыню.

Три года пробыл он в глубоком уединении, лишь раз в месяц пастух приносил ему немного хлеба и воды. День и ночь проводил подвижник в молитвах и пении псалмов. После каждого стиха псалмопевца преподобный Иоанникий творил молитву, которую в несколько измененном виде хранит Православная Церковь до сих пор: "Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой". Случайно встретив своих бывших товарищей по военной службе, святой покинул пустыню и удалился в Контурийские горы.

Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию (память 21 февраля). Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины.

70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества; он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение. Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 года в возрасте 94-х лет.

Тропарь преподобному Иоанникию Великому, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Иоанни́кие о́тче наш:// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Иоанникий, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Иоанникию Великому, глас 8

Звезда́ яви́лся еси́ всесве́тлая, в ми́ре просвеща́яй,/ и су́щия во мра́це страсте́й облистава́яй:/ врач же крепча́йший яви́лся еси́,/ но я́ко прия́л еси́ благода́ть исцеле́ний,/ прося́щим тя пода́ждь исцеле́ние, да зове́м:/ ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие.

Перевод: Ты стал преяркой звездой, просвещающей мир и озаряющей находящихся во мраке страстей, врачом сильнейшим явился ты и, как получивший благодать исцелений, просящим тебя подай исцеление, да взываем к тебе: «Радуйся, отче Иоанникий».