17 мая день памяти Мученицы Пелагии Тарсийской

22.05.2017

Христос Воскресе! Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Старорусская", архистратигов Михаила и Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, мц. Пелагии, девы Тарсийской и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник|:

"Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы". Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно. Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим - сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и через верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы через досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но через органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.

Дея. 10, 21-33: 

Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? 

Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. 

Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. 

Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. 

Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. 

И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. 

Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 

и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. 

Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. 

Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Ин. 7, 1-13 

После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. 

Приближался праздник Иудейский - поставление кущей. 

Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. 

Ибо и братья Его не веровали в Него. 

На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. 

Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. 

Сие сказав им, остался в Галилее.

Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. 

Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? 

И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. 

Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. 

Из Охридского Пролога за 4 мая: 

Рассуждение

Юный и неискусный в духовной брани человек с самовосхвалением выпячивает любое свое доброе дело. Но опытный воин в самой гуще схватки со страстями и демонами принижает значение любого своего поступка и усиливает свою молитву о помощи Божией. Авва Матфей говорил: «Чем больше приближается человек к Богу, тем более грешным видит он себя [самого]». И еще замечал: «Когда я был молод, то думал, что, вероятно, творю некое добро; а теперь, когда состарился, вижу, что не имею ни одного благого дела».

Не Сам ли Господь сказал: Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19:17)? Если, следовательно, только один Бог – благ и источник всякого блага, как тогда может иметь место некое доброе дело, если оно не от Бога? И как кто-то, сделавший доброе дело, способен приписать его себе, а не Богу? А если всё это и вправду так, чем тогда дерзнет похвалиться смертный человек? Ничем, кроме Бога и Божией благости.

Проповедь об идолопоклонстве как прелюбодеянии

Иуда, как и Израиль, осквернили землю, 

ибо прелюбодействовали с камнем и деревом. 

Иер. 3:9

Какое это прелюбодеяние, которое сотворили Израиль и Иуда (то есть народ израильский и иудейский) с камнем и деревом? Это – поклонение истуканам из камня и древесины. Но до [того, как впасть в] этот грех, они сделали грех другой, а именно: отвратились от поклонения Богу истинному, Богу живому и единому. Почему их идолослужение называется прелюбодеянием? Потому что первой любовью были они привязаны к Богу истинному, к Богу живому и единому, но потом изменили они этой любви и всем сердцем прильнули [в серб. букв.: предались. – Ред.] к идолам из камня и дерева. Поэтому Господь именует их идолопоклонство прелюбодеянием.

Заслуживали ли этого Божиего выговора лишь Израиль и Иуда в ту древнюю эпоху; не повинны ли ему в той же самой мере и христиане наших дней? К сожалению, и сегодня многие христиане вполне заслуживают такого же Божиего упрека. В ком охладела любовь к Богу истинному, к Богу живому и единому и воспламенилось низменное пристрастие к изделиям из камня и дерева, к тленным вещам и смертным созданиям, тот совершает прелюбодеяние и навлекает на себя Божию укоризну. Следовательно, тот Божий упрек и сегодня вполне уместен, как и тогда: ибо в ту древнюю пору люди согрешали, не ведая Христа, а теперь, и зная Христа, всё равно грешат.

О братья, доколе это мрачное идолослужение будет распространяться [в серб, букв.: влачиться. – Ред.] по всей земле? Доколе земля будет смердить людским прелюбодеянием с идолами из камня и дерева, из серебра и золота, из тела и крови? Не сокрушил ли всемогущий Христос всех идолов и не обратил ли их в прах и пепел? Отчего же и сейчас некоторые приклоняются к земле и из этого праха снова лепят себе богов? – От диавольской лести и от собственного самообмана.

О Господи, вознесшийся на верховное небо, защити нас от диавольского обольщения и от нашего собственного самообмана. Твоим Честным Крестом соблюди нас от постыдного прелюбодеяния с низложенными идолами. Помоги нам, Господи, непрестанно кланяться только Тебе, Богу истинному, Богу живому и единому. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

МУЧЕНИЦА ПЕЛАГИЯ ТАРСИЙСКАЯ

Святая дева Пелагия жила в III веке в городе Тарсе Киликийской области Малой Азии. Она была дочерью знатных язычников и когда услышала от знакомых ей христиан проповедь об Иисусе Христе Сыне Божием, уверовала в Него и пожелала хранить целомудрие, посвятив Господу всю свою жизнь. Наследник императора Диоклетиана (усыновленный им юноша), увидев девицу Пелагию, пленился ее красотой и пожелал взять ее в супруги. Но святая дева сказала юноше, что она обручена Бессмертному Жениху – Сыну Божию и отказывается от земного супружества. Такой ответ Пелагии привел в великий гнев царственного юношу, однако он решил на некоторое время оставить ее в покое, надеясь, что она переменит свой образ мыслей. Тем временем Пелагия упросила свою мать отпустить ее к своей кормилице, воспитывавшей ее в детстве, втайне надеясь отыскать епископа Тарсийского Клинона, удалившегося в горы во время гонения на христиан, и принять от него святое Крещение. В сонном видении Пелагии явился образ епископа Клинона, глубоко запечатлевшийся в ее памяти. Святая Пелагия отправилась к кормилице на колеснице, в богатых одеждах и в сопровождении целой свиты слуг, как пожелала того ее мать. Навстречу святой Пелагии по особому указанию Божию вышел епископ Клинон. Пелагия сразу узнала епископа, образ которого явился ей во сне. Она упала к его ногам, прося крещения. По молитве епископа из земли истек источник воды. Епископ Клинон крестил святую Пелагию, во время таинства явились Ангелы и покрыли избранницу Божию светлым покрывалом. Причастив благочестивую деву Святых Таин, епископ Клинон вознес вместе с ней молитвенное благодарение ко Господу и отпустил ее в дальнейший путь. Возвратившись к ожидавшим ее слугам, святая Пелагия проповедала им о Христе, и многие из них обратились и уверовали. Она пыталась обратить к вере во Христа свою мать, но ожесточившаяся мать послала сказать царскому сыну, что Пелагия христианка и не желает быть его супругой. Юноша понял, что Пелагия для него потеряна, и, не желая предавать ее на мучения, сам пронзил себя мечом. Тогда мать Пелагии испугалась гнева императора, связала дочь и отвела ее на суд к Диоклетиану как христианку и мнимую виновницу смерти наследника престола. Император пленился необыкновенной красотой девушки и пытался отвратить ее от веры во Христа, суля ей всяческие земные блага и обещая сделать ее своей первой женой. Но святая дева с презрением отвергла предложения царя и сказала: "Ты безумствуешь, царь, говоря мне такие речи. Знай же, что я не исполню твоего желания, ибо я гнушаюсь твоим мерзким браком, так как у меня есть Жених – Христос, Царь Небесный. Не желаю я твоего царского, суетного и маловременного венца, ибо у Господа моего в Небесном Царстве мне уготованы три нетленных венца. Первый за веру, так как я уверовала всем сердцем моим в Бога Истинного; второй за чистоту, потому что я вручила Ему мое девство; третий за мученичество, ибо я хочу принять за Него всякую муку и положить душу мою ради моей любви к Нему". Тогда Диоклетиан приговорил Пелагию к сожжению в раскаленном отлитом медном воле. Не дозволив палачам дотронуться до своего тела, святая мученица сама, осенив себя крестным знамением, с молитвой вошла в раскаленную печь, в которой тело ее расплавилось, как миро, наполнив весь город благоуханием; кости же святой Пелагии остались в огне неповрежденными и были выброшены язычниками за город. Тогда из пустыни пришли четыре льва и сели около костей, не допуская к ним ни птиц, ни зверей. Львы охраняли останки святой до тех пор, пока не пришел на то место епископ Клинон. Он собрал их и с почестью похоронил. Мучения и смерть святой Пелагии произошли в 290 году. В царствование императора Константина (306–337), когда прекратились гонения на христиан, на месте погребения святой Пелагии была построена церковь.

Тропарь мученице Пелагии Тарсийской, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Пелаги́я,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисус, Пелагия, взывает громким голосом: «Тебя, Жених мой, люблю и в поиске Тебя терплю страдания, и распинаюсь с Тобой, и погребаюсь в Крещении Твоем, и мучаюсь ради Тебя, чтобы царствовать у Тебя, и умираю за Тебя, чтобы жить с Тобой, но, как непорочную жертву, прими меня с любовью, пожертвовавшую себя Тебе». Ее молитвами, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак мученице Пелагии Тарсийской, глас 3

Вре́менная презре́вши/ и Небе́сных благ прича́стница бы́вши,/ вене́ц страда́ния ра́ди прии́мши,/ Пелаги́е всечестна́я,/ я́ко дар принесла́ еси́ кро́вныя пото́ки Влады́це Христу́./ Моли́ от бед изба́вити нас,// твою́ па́мять почита́ющих.

Перевод: Презрев все временное (преходящее) и быв причастницей Небесных благ, приняв мученический венец, Пелагия всеми почитаемая, как дар принесла ты потоки крови Владыке Христу. Моли избавить нас от бед, почитающих твою память.