16 января день памяти Мученика Гордия

16.01.2022

С предпразднством Богоявления!  Господи, дай нам с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя в пути, в работе, в учебе, в лечении во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Варахиила и Иеремиила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, мч. Гордия и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: "покайтесь - и веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна.

2-е посл. к Тимофею св. ап. Павла Гл. 4 (5-8)

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

От Марка св. Благовествование Гл. 1 (1-8)

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Из Охридского Пролога свт. Николая Сербского 16 января:  Проповедь о том, что свободны мы все лишь как рабы Христовы

Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа;

равно и призванный свободным, есть раб Христов.

1Кор. 7:22

Великая новизна, каждый день возвещаемая христианством міру, заключается в том, что полнозначная оценка всему дается не по наружному виду, а по сути. Вещи оцениваются не по цвету и форме, а по значению. Человек – не по внешнему положению и богатству, а по сердцу: по сердцу, в котором соединяются чувство, ум и воля. Согласно этому – всегда новому для міра – учению, и раб – не тот, кто пленен снаружи, и свободный – не тот, кто обладает внешней, телесной свободой. По светским понятиям, раб – тот, кто меньше всего пользуется мірскими утехами, а свободный – [тот], кто наслаждается ими паче всякой меры. По христианским же понятиям, раб – тот, кто меньше всего блаженствует в живом и сладчайшем Христе, а свободный – [тот], кто участвует в этом блаженстве с преизбытком. И еще: по светским понятиям, раб – тот, кто меньше всего творит свою волю, а больше всего – волю чужую; свободный же – тот, кто больше всего творит волю собственную, а меньше всего – волю чужую, стороннюю. По христианским же понятиям, раб – тот, кто больше всего творит свою волю, а меньше всего – волю Божию; свободный же – тот, кто больше всего творит волю Божию, а меньше всего – свою собственную. Рабствовать Господу – это единственная подлинная и достойная человека свобода, а рабствовать міру и самому себе, греху и пороку – это единственный смертоносный гнет. [Взять, к примеру,] царей на престоле – кто-то может подумать: есть ли на земле люди более свободные, чем они? И, тем не менее, многие из царей были самыми низкими и самыми недостойными рабами земли. [А вот –] христиане в темнице, закованные в кандалы; можно было бы предположить: есть ли на земле более несчастные рабы? И, однако же, христианские мученики в тюрьмах и застенках чувствовали себя людьми свободными, были исполнены духовной отрады, воспевали псалмы и возносили благодарственные молитвы к Богу. Свобода, сопряженная со скорбью и печалью, – это не свобода, а рабство. И лишь свобода во Христе сопровождается неизреченной радостью. А немеркнущая радость есть признак истинной свободы.

О Господи Иисусе, единый благий Владыка, подающий нам свободу тогда, когда как можно крепче привязываешь нас к Себе; сделай нас как можно скорее Твоими рабами, чтобы перестали мы низкопоклонничать перед господами злыми и немилосердными. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

МУЧЕНИК ГОРДИЙ

Мученик Гордий родился в конце III века в городе Кесарии Каппадокийской в христианской семье. В зрелом возрасте поступил на военную службу и, проявив мужество и воинское искусство, был назначен сотником. Во время гонения на христиан в начале IV века он оставил мир и удалился в пустыню, чтобы в подвиге добром приготовить себя к исповеданию имени Христа Спасителя. В 320 году Гордий открыто выступил перед префектом города в защиту христиан. Его схватили и после страшных истязаний отсекли голову.

Тропарь мученику Гордию Каппадокийскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Горди́й/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мученику Гордию Каппадокийскому, глас 8

Твоя́ по́ты, пресла́вне, всю зе́млю напои́ша,/ и честны́ми кровьми́, Горди́е, мир весь возвесели́л еси́./ Моли́твами твои́ми, Богому́дре,/ спаса́й вся, ве́рою тя воспева́ющия и ублажа́ющия,// вопию́щия песнь досто́йную, всехва́льне, я́ко многострада́лец.

Ин кондак мученику Гордию Каппадокийскому, глас 4

Все́ю любо́вию днесь Це́рковь твою́ па́мять соверша́ет, Горди́е,/ восхваля́ющи та́йно,/ я́ко по той пострада́л еси́,/ му́ченикам добро́то// и всем ве́рным во Христа́ похвало́.