Доброго дня! Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Трубчевская", архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, прп. Дионисия затв. Печерского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Коренная, исходная заповедь - люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, "как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше "я", то не жди добра.
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11:
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Лк., 26 зач., VI, 31-36:
И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Из Охридского Пролога за 3 октября
Рассуждение:
Видение святого Андрея юродивого. Святой Андрей, проходя по цареградским улицам, однажды увидел длинную и блистательную процессию. Умер какой-то богач, и похороны его был великолепными. Но вглядевшись пристальнее, святой Андрей приметил вокруг катафалка множество темных фигурок, весело скачущих вокруг усопшего: одни из них смеялись, точно блудницы; другие лаяли, как собаки; третьи хрюкали, как свиньи; а четвертые поливали тело мертвеца какой-то смрадной жидкостью. И все они насмехались над певчими, говоря им: «Отпеваете вы пса!» Пораженный Андрей стал размышлять, каковы должны быть дела того человека. Осмотревшись вокруг, увидел прекрасного юношу, стоявшего у стены и плачущего. «Во имя Бога небеси и земли, скажи мне, в чем причина твоего плача?» – спросил Андрей. Тогда юноша ответил ему, что он был Ангелом-хранителем сего умершего человека, но тот своими грехами тяжко оскорбил Бога, отринул [все] советы и [наставления] своего Ангела и полностью предал себя черным демонам. И сказал Ангел, что человек тот был великим и нераскаявшимся грешником: лжецом, ненавистником людей, скупцом, блудником и не раз давал ложную клятву. Триста человеческих душ осквернил он блудом. Тщетно получал [грешник] почести от царя и был уважаем людьми. Напрасна и [вся] эта огромная [погребальная] кавалькада. Смерть застигла его вне покаяния, и жатва его наступила внезапно.
Проповедь о страхе и радости по Боге
Работайте Господеви со страхом,
и радуйтеся Ему с трепетом.
Пс.2:11
Земным царям и судьям глаголет Божий пророк эти слова. Ибо люди, обладающие данной им силой и врученным богатством, склонны к высокомерию и разнузданности. О цари и судьи, комки праха и пепла под ногами Божиими, не забывайте, что вы всего лишь Божии рабы, наемники со дня сегодняшнего до дня завтрашнего! О чем думает батрак, весь день копаясь в поле? О плате за труд, которую примет вечером. Чем гордится наемник? Не изнурительными полевыми работами, а именно дневным жалованьем. Чему он радуется? Трудам и потам или же все-таки плате? Конечно, плате. Вот и ваше служение на ниве сей жизни – [всего лишь] поденный труд по ее возделыванию, о цари и судьи. Посему служи́те нанявшему вас Господину со страхом, ибо не знаете, как в конечном итоге оценит Он труд ваш и какую плату вам даст. Вооружитесь [букв.: пользуйтесь. – Пер.] великим смирением, убеждая самих себя: Мы рабы ничего не стоящие (Лк. 17:10). Неизвестно, примете ли вы награду или наказание, когда сойдете в могилу и предстанете пред Царем и Судией. Поэтому страх должен наполнять все дни вашей службы.
Радуйтеся Ему с трепетом. Радуйтесь радостью чистой и святой, как и Ангелы радуются Богу живому и неприступному. Райская отрада благоухает чистотой и святостью, тогда как адское злорадство сопровождается необузданным смехом. Посему райская отрада прочна, а адский смех сменяется гневом и воплями.
Служите со страхом, ибо Господь праведен; радуйтесь с трепетом, ибо Господь возвышен и свят.
О Господи Боже наш, праведный и Всевышний, страшный и святой, вся наша жизнь на земле – это служение Тебе и радость о Тебе. Если же мы Тебе не служим, то потворствуем [букв.: служим. – Пер.] собственной погибели; и если мы не радуемся о Тебе, то веселимся о своих черных злодеяниях. Кланяемся Тебе и просим Тебя, помоги нам руководствовать наше служение страхом Твоим и очищать нашу радость трепетом пред Тобой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81 - 96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается", - сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16 - 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: "Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: "О Небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О Именах Божиих", "О мистическом богословии", а также десять посланий к разным лицам.
Книга "О небесной иерархии" написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Собор Небесных Сил бесплотных - 8 ноября.)
Цель Богоучрежденной ангельской иерархии - восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
Книга святителя Дионисия "О церковной иерархии" является продолжением его книги "О небесной иерархии". Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно - в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.
Книга "О именах Божиих" излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
Книга святителя Дионисия "О мистическом Богословии" также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога - нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.
Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют "Ареопагитики") имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI - VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником (+ 662).
В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (+ 1406) и писанная его рукой.
Тропарь священномученику Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому, глас 4
Бла́гости научи́вся, и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная,/ и ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Добродетели обученный и умеренный во всем, доброй совестью достойно священства облеченный, ты от Павла почерпнул – сосуда избранного – неизреченное и, веру сохранив, окончил равный с ним путь, священномученик Дионисий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Кондак священномученику Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому, глас 8
Небе́сная врата́ проше́д ду́хом, я́ко учени́к/ до тре́тияго небесе́ дости́гшаго апо́стола, Диони́сие,/ неизрече́нных обогати́лся еси́ вся́ким ра́зумом,/ и озари́л еси́ во тьме́ неве́дения седя́щия./ Те́мже зове́м:// ра́дуйся, о́тче всеми́рный.
Перевод: Небесные врата пройдя духовно, как ученик на третье Небо поднятого апостола (2Кор.12:2), Дионисий, неизреченно обогатился всяким знанием и озарил во тьме неведения пребывающих. Потому взываем: «Радуйся, отче всемирный».
Икона Богородицы Трубчевская
Чудотворный образ из Наровчатской Троице-Скановой обители Пензенской епархии. Обитель была знаменита своими двухкилометровыми пещерами, которые превосходили длиной знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры. На хранящейся в обители иконе было обозначено, что написана она была в 1765 году монахом Евфимием Спасо-Челнского монастыря города Трубчевска Орловской губернии (ныне Брянская область). Предполагают, что икона обители была кем-то подарена.
Первые упоминания об иконе доходят до нас с конца ХVIII века. Тогда на Наровчат и ближайшие к нему села нашла холера. Охваченные паникой жители пришли к монахам с просьбой о помощи. Крестный ход с иконой, которым всё местное население и священники прошлись по Наровчату, надолго изгнал страшное заболевание. С тех пор икона стала почитаться в народе как чудотворная. К ней пошли паломники, да и сами монахи забыли, что такое болезни.
После прихода к власти большевиков монастырь отдали под птицефабрику. Пещеры взорвали. От двух километров подземелья остались только 600 метров. Икону же отнесли в краеведческий музей, где образ стали использовать в качестве стола и подставки для цветочных горшков. Через некоторое время икона оказалась в подсобке музея, где и ждала своего часа. А точнее – 1994 года.
Именно тогда служители вновь созданного монастыря, который к тому времени стал женским, обнаружили в документах упоминание о Трубчевской иконе Божьей Матери. В музейной же описи музейных ценностей в 1975 году напротив строки «Трубчевская икона Божией Матери» стояла надпись: «утеряна». Но стараниями местного краеведа и журналиста, в то время редактора газеты «Наровчатские новости», Владимира Афанасьевича Полякова эта икона была найдена в запасниках музея. Её откопала под грудой рухляди директор музея Маргарита Афиногенова.
На иконе были видны лишь глаза Спасителя и лик Богородицы. Остальное было покрыто тёмно-зеленой плесенью. После такого «хранения» икону пришлось отвозить на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру. Но от этого святой образ не потерял своей чудотворной силы. Известен случай, когда в обитель из Саранска приехала больная туберкулёзом женщина. Она молилась перед Трубчевской иконой Божией Матери и, уезжая домой, взяла с собой масло от лампадки перед чудотворной иконой. Дома она с молитвой мазала себя этим маслицем и вскоре получила полное исцеление. Через месяц она вновь приехала в Наровчатский монастырь, чтобы воздать хвалу святой иконе.