Свт. Феофан Затворник:
Господь начинает укор Своим современникам тем, что они "нерадят о суде и любви Божией». Иссякновение правды и любви – корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма. Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек по сердечному строю негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» (Лк.11:42) еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества. Это не значит, чтоб и внешнее поведение его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк.11:44). Начало самоисправления – начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстановляется правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен пред очами Божими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться не совсем взрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.
Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам
1 Сол. 2:1-8
Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
Евангелие по Луке
Лк. 11:42-46
Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Из Охридского Пролога за 3 ноября
Рассуждение
Среди многочисленных чудес, [сотворенных] святым Георгием, рассказывают и такое. На острове Митилена была церковь в честь сего великомученика и победоносца. Островитяне ежегодно сходились к этой церкви в день памяти сего святого. Узнав об этом, сарацины с Крита высадились однажды на Митилену, пленили и поработили много народа и вернулись на Крит. Вкупе с другими был пленен и один весьма красивый юноша, которого пираты подарили своему критскому князю. Князь принял его и приставил к своей трапезе. Родители юноши пребывали в великой скорби, тоскуя по сыну. Когда минул год и опять подошел день памяти святого Георгия, удрученные горем родители, согласно древнему обычаю, накрывали на стол и приглашали многих гостей. Памятуя о сыне, несчастная мать подошла к иконе сего великомученика, пала наземь и начала просить святого Георгия как бы то ни было избавить сына из рабства. Сотворив молитву, мать вернулась к гостям за трапезу. Тогда хозяин дома поднял и выпил чашу во славу святого Георгия. В то же мгновение среди родителей вдруг оказался и их сын, держа в руке небольшой графин с вином. Когда все со страхом и изумлением спрашивали его, откуда он и как очутился здесь, юноша ответил, что как раз в тот момент, когда хотел он налить вина своему господину на Крите, явился перед ним некий витязь на коне, посадил его к себе на коня и в один миг перенес его сюда, в родительский дом. Все поразились чуду и прославили Бога и Его дивного святого – Георгия, воеводу и победоносца.
Проповедь о Христе как Главе всех святых
Дабы все небесное и земное соединить
под главою Христом.
Еф. 1:10
Грех ввергает в безумие, грех лишает головы! Человек, погрязший в грехах и пороках, похож на курицу с отрубленной головой, которая, умирая, лихорадочно бьется и скачет туда-сюда. Весь языческий мір до Христа представлял собой обезглавленную массу, умирающую в судорогах. Христос соединил отсеченную голову с [по]темн[евш]им трупом и оживил тело рода человеческого. Он – Глава небесного воинства и никогда не переставал им быть. А как Творческое Слово Божие Он изначала был Главой и всего сотворенного видимого міра, а нарочито – человеческого рода. Однако грехом, точно мечом, согрешивший Адам отделил труп от головы. Воплотившись на земле, Господь примирил небо и землю, приклонив небо к земле и подняв землю к небу – и всё поставив под Свой ум, под Свою главу. Через Христа примирились мы со Святой Троицей, и с Божиими Ангелами, и друг с другом, и с сотворенной окружающей нас природой. Обретена потерянная глава, и всё гармонично устройлось под ней. Мы имеем ум Христов, – говорит Апостол (1Кор. 2:16). Что голова на теле человеческом [в серб. букв.: на телесном человеке. – Пер.], то ум на человеке духовном, внутреннем. Следовательно, если мы Христовы, то Христом как Главой обязаны мы и мыслить, и рассуждать: обо всем только Им и через Его посредство размышлять и делать выводы. А мысля и рассуждая Им, мы почувствуем себя органами единого тела с прочими людьми и с Ангелами – единого тела, глава которому – Христос. Отсюда воспламеняется любовь наша по Богу, и укрепляется [в серб, букв.: усиливается. – Пер.] вера наша, и освещается наша надежда. Лишь дремлющее тело не ощущает связи со своей главой. Проснемся же, братья мои, пробудимся, пока есть время.
Господи Иисусе Христе, Глава наша Всемудрая, соедини нас с Собой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИКИ АКЕПСИМ ЕПИСКОП, ИОСИФ ПРЕСВИТЕР И АИФАЛ ДИАКОН
Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха - жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.
Святой мученик Аифал диакон по приказанию персидского царя Сапора II был побит камнями за исповедание Имени Христова в 380 году.
Тропарь мученикам Акепсиму, епископу Наессонскому, Иосифу, пресвитеру и Аифалу, диакону, глас 4
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам Акепсиму, епископу Наессонскому, Иосифу, пресвитеру и Аифалу, диакону, глас 2
Боже́ственная, му́дре, непоро́чно тайноводи́л еси́,/ же́ртва прия́тна был еси́, Богоблаже́нне:/ Христо́ву бо пил еси ча́шу сла́вно, свя́те Акепси́мо,/ со страда́льцы твои́ми,// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Божественные Тайны, премудрый, ты непорочно преподавал, был жертвой приятной Богу, Богоблаженный, ибо пил Христову Чашу, прославляемый святой Акепсим, с мучениками твоими, моля непрестанно обо всех нас.