Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе пред фараоном, чтоб он отпустил его, ответом на это было усиление работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: “вы сделали нас ненавистными в глазах фараона” (Исх. 5, 21). Точь–в-точь то же испытывает душа кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтоб она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго рабства греховного, — радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и возгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи, — страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной, начавши только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! “Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде” (Ис.5, 16). Бог сильнее врага. Возопий к Нему, — и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: “теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном”.
Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне.
Книга Бытия
Быт. 4:16-26.
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].
Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].
Книга Притчей Соломоновых
Притч. 5:15 - 6:3.
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;
пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
Глава 6
Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, –
ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
Из Охридского Пролога за 3 марта:
Рассуждение
Рассуждая по-человечески, Христос послушанием возвысился до старшинства в Церкви, в міре и в истории человечества. Никто не становится хорошим начальником без предварительной школы послушания. Адам утратил власть и владычество над животными и природными стихиями в ту минуту, когда оказался непослушным Богу. «Послушание бывает за послушание; если кто слушает Бога, то и Бог его слушает», – сказал авва Моисей. И, тем не менее, очевидно, что Бог больше слушает людей, нежели люди Бога, если взять во внимание, сколь беззастенчиво и неоднократно каждый день погрешают люди против Господних заповедей. Тот факт, что бессмертный Бог слушает нас, тленных, в большей мере, чем мы Его, должен наполнить стыдом всякого имеющего хоть какую-то совесть. Святой Евтропий, мучимый вместе со своими двумя друзьями, помолился Богу: «Приди к нам на помощь, как пришел Ты к рабу Твоему Феодору (Тирону)!» При этом затряслась земля и послушный Господь явился с Ангелами и со святым Феодором. И сказал Господь страдальцам: «Во [всё] время вашего мучения стоял Я пред лицом вашим, взирая на ваше терпение. Имена ваши будут вписаны в Книгу Жизни».
Проповедь о любви к ближним
А оставаться во плоти
нужнее для вас.
Озаренный Христовой любовью, апостол Павел признаётся в Послании к Филиппийцам, что смерть для него – приобретение, ибо жизнь его – Христос. Его любовь ко Христу влечет его к смерти (в серб. букв:, в смерть. – Пер.), чтобы как можно скорее встать ему рядом с Христом, но любовь к верующим людям заставляет его, однако, пока оставаться в теле. И все-таки это не две любви, разрывающие Апостола и влекущие его в разные стороны, а одна и та же любовь, отверзающая пред ним две сокровищницы благ: первая из которых – блаженный мір на небе, а вторая – души верующих на земле. То небесное благо восполняется этим благом с земли; дольняя сокровищница перетекает в горнюю. Уйти на небо – к этому влекут Апостола любовь и воздаяние; оставаться на земле – на этом настаивают любовь и долг.
И если смертный человек, братья мои, находит более целесообразным пребывать в теле из любви к собратьям, что тогда удивительного в том, что бессмертный Бог [еще] прежде Апостола увидел, что нужнее обитать в Царстве духовном? Сия исповедь апостола Павла перед филиппийцами не объясняет ли нам со всей ясностью мотивы воплощения Сына Божия? Там, на небесах – действительное Христово Царство и подлинная Христова жизнь, без примеси греха и смерти. Но любовь Сына Божия к людям усмотрела более полезным пребывать во плоти, на земле, среди людей. Поистине должны мы быть благодарными апостолу Павлу, что, объясняя смысл своей жизни, истолковал он нам тайну Христова пришествия и пребывания во плоти.
Господи, дивен Ты во святых Своих. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК
Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года.
Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице.
Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: "Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического, и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему Феодору пришел еси". В ответ на мольбу святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и с ними святой великомученик Феодор Тирон, сказавший им: "Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни".
Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя. Они стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел увести мучеников. Потом правитель пригласил святого Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином.
Но Евтропий отверг это предложение. На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертвы. Тогда Евтропий стал просить Спасителя: "Господи, буди с нами, а все языческое беснование истреби. Даждь, да на месте сем христиане Бескровные Жертвы принесут Тебе, Истинному Богу". Только прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, а с ними разбилось и изображение богини Артемиды. Все бросились из храма, чтобы не погибнуть среди развалин. Среди шума землетрясения раздался свыше глас: "Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан".
Когда кончилось землетрясение, едва опомнившийся от страха правитель Асклипиодот велел врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать кипящей смолой. Святые стали молиться Богу, а Евтропий воскликнул, обращаясь к мучителям: "Да обратит Господь дело ваше против вас!" И смола стала обтекать тела мучеников, как вода мрамор, и обжигать мучителей. Видевшие это пришли в ужас, а правитель в ожесточении приказал рвать тела святых железными крючьями и уязвлять их раны горчицей, смешанной с солью и уксусом. Святые и эти муки перенесли с удивительной твердостью.
Последнюю ночь перед казнью мученики провели в молитве, и снова Господь явился им и укреплял их.
Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск оставлен в заточении.
22 мая в городе Команах казнили святого Василиска. Его обезглавили, а тело бросили в реку. Однако христиане нашли его останки и похоронили их на вспаханном поле. Позже в Команах была воздвигнута церковь во имя святого Василиска.
Тропарь мученику Василиску Команскому, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Васили́ск/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мученику Василиску Команскому, глас 8
Во страда́нии кре́пок и му́жествен яви́лся еси́ и в чудесе́х преди́вен,/ явле́нно Христо́во и́мя преднося́, мучи́теля посрами́л еси́./ Тем тя почита́ем, Васили́ске, при́сно зову́ще, всече́стне:// ра́дуйся, му́чеников све́тлая добро́то.