Доброго дня! Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и незаменимых законов, управляющих миром, чтобы я грешный, раб Твой, могправильно служить Тебе и ближним моим, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Селафиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, прор. Софонии, прп. Саввы Сторожевского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
"Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?
Тит. 1, 15-2, 10:
Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
Юношей также увещевай быть целомудренными.
Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога...
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Лк. 20, 19-26:
И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь;
позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Из Охридского Пролога за 3 декабря
Рассуждение:
Бог слушает молитвы праведников, исполняя их иногда немедленно и дословно, а бывает, что и позднее, в урочное время, к пользе Церкви. Другими словами, исполняя молитвы праведников, Бог имеет в виду либо спасение одного человека, либо благо всей Церкви. Преподобный Иоанн Молчальник молился Богу, чтобы Господь открыл ему, как во время смерти душа отделяется от тела. Еще творя молитву, пришел он в исступление и удостоился такого видения: перед храмом в Вифлееме умер некий добрый человек, и Ангелы взяли его душу из тела и со сладкопением вознесли ее на небо. Придя в себя, Иоанн немедленно отправился в путь из Лавры преподобного Саввы Освященного в Вифлеем. Прибыв в этот город, он увидел перед церковью мертвое человеческое тело – точно такое же, каким он созерцал его в видении.
Когда же умер великий светоч, преподобный Савва Освященный, Иоанн сильно горевал и плакал. Явился ему Савва в видении и сказал: «Не печалься, отче Иоанне, ведь если и отлучился я от тебя телом, но духом все же пребываю с тобой». Тогда Иоанн попросил его: «Моли Господа, отче, чтобы и меня взять с собой». На это Савва ему ответил: «Сейчас это невозможно, ибо надлежит прийти на монастырь великому искушению, и Бог хочет, чтобы был ты в теле, к утешению и утверждению верных против еретиков». Иоанн поначалу не ведал, о каких еретиках говорил ему святой отец, но узнал об этом впоследствии, когда Оригенова ересь стала потрясать Церковь Божию.
Проповедь о двух мірах
В начале сотворил Бог небо и землю.
Быт. 1:1
Что́ Бог хочет, братья, то́ и открывает Он людям, а что́ не хочет, то́ остается прикровенным. Боговидец Моисей ничего большего не мог сказать о небе, за исключением только того, что Бог сотворил его в начале; возвестив об этом, он переходит к подробному описанию сотворения земли. Почему не вещает он столь исчерпывающим образом и о сотворении неба? Потому что Бог не захотел открыть ему ничего большего. А не захотел Бог открывать ему паче, нежели было открыто, потому что люди его времени еще не доросли [до этого] и не были способны к уразумению сверхчувственных, небесных предметов. Лишь когда пронеслись многие столетия и пришла эпоха Нового Завета Бога с человеками, Бог Своим верным и избранным угодникам открыл гораздо больше о небесном міре. Отверстые небеса стали видеть только христиане. Святой Иоанн Богослов свидетельствует: Я взглянул, и вот, дверь отверста на небе (Откр. 4:1). И первомученик Стефан возвестил: Вот, я вижу небеса отверстые (Деян. 7:56). Апостол Павел, восхищенный до третьего неба и слышавший неизреченные слова (2Кор. 12:2. 4), говорит об ангельских сонмах, о престолах, господствах, начальствах, властях – и заключает: все Им и для Него создано (Кол. 1:16). Его ученик, святой Дионисий, представляет нам небесную иерархию столь подробно и досконально, как Моисей описывает земной мір при сотворении. Так было угодно безмерной Божией премудрости: то, что Бог не пожелал открыть Моисею, Он открыл Апостолам и их последователям. О чем не говорят детям, то́ сообщают людям взрослым и зрелым. Откровение тайн сообразуется с духовным возрастом слушающих.
Вот прекрасное назидание для всех нас. Будем прилежными в исследовании истины, а еще более усердными – в очищении своего сердца, терпеливыми в ожидании и непоколебимо верующими в то, что, когда придет время, Бог даст нам всё так и настолько, как и насколько это нужно для нашего спасения.
О Господи премудрый и человеколюбивый, без торопливости и запоздания наставляющий нас и ведущий ко спасению, – Тебе, благому, слава и [по]хвала. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРОРОК СОФОНИЯ
Пророк Софония был современником пророка Иеремии и пророчицы Олдамы. Происходил он из знатного рода. Пророк жил в царском дворце, проповедовал покаяние и помогал царю Иосии истреблять идолопоклонство.
Пророчествовал о бедствиях, грядущих на жителей Иудеи и соседних пределов: Газы, Аскалона, Крита, на моавитян, аммонитян, ниневитян.
Тропарь пророку Софонии, глас 2
Проро́ка Твоего́ Софо́нии па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднуя и его призывая, Тебя молим: «Спаси души наши!»
Кондак пророку Софонии, глас 4
Яви́лся еси́ светоза́рен Боже́ственным Ду́хом, проро́че Софо́ние,/ Бо́жие явле́ние возгласи́в:/ ра́дуйся зело́, дщи Сио́ня Иерусали́мова, пропове́ждь:// се Царь твой гряде́т, спаса́яй.
Перевод: Озаренный светом Божественного Духа, пророк Софония, Божие явление возгласил: «Безмерно радуйся дочь Сиона Иерусалимского, торжествуй (Соф.3:14): вот Царь твой идет, спасающий».