Доброго дня! Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоегосвятого Сам води и управляй мною, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, иконы Б.М. "Герондисса", архистратигов Михаила, Уриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, прор. Аввакума, св. Стефана Уроша, царя Сербского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Притча о винограднике изображает ветхозаветную церковь; делатели - это тогдашняя ее иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то совершился приговор над нею: взять у ней виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала св. Апостолы, потом их преемники - архиереи со всем священством. Виноградник Божий - один от начала мира, и назначение делателей его одно было, есть и будет до скончания века - приносить Господину винограда плод - спасенные души. Это задача христианской иерархии, следовательно и нашей. В какой мере исполняется она - все мы видим. Что же сказать на это? Во многом - слава Богу! - но во многом-многом нельзя не пожелать лучшего. Это особенно касается проповеди слова Божия. Где-то слышится проповедь; а между тем это единственный садовый нож в руках делателей винограда Божия. Как бы и над нами не исполнилось: "придет господин виноградника и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим". Но как бы сами не ворвались эти иные и не погубили не только делателей, но и самый виноград. . .
Тит. 1, 5-2, 1:
Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:..
Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. 15Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Лк. 20, 9-18:
И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Из Охридского Пролога за 2 декабря
Рассуждение:
«Кто являлся нам с того света?» – обычно спрашивают люди неверующие. Ответить им нужно так: «Покайтесь в грехах ваших, если хотите об этом узнать! Сделайте себя достойными – и узрите [сие]!» Святой Аввакум путешествовал вместе с Ангелом. Святая Миропия лицезрела ангельский сонм, среди которого предстал пред ней святой мученик Исидор. Преподобный Афанасий Печерский два дня был мертвым для этого міра, а живым – только для міра оного. Когда его душа вернулась в тело, собрались вокруг него монахи и спрашивали, как он ожил, что видел и слышал. Но он ничего не хотел говорить, весь ужасаясь от того, что́ встретил за гробом, но лишь произнес: «Спасайтесь!» Когда же все стали понуждать его к тому, чтобы сказал он им нечто большее о том, что́ видел по смерти, преподобный Афанасий ответил: «Если и скажу вам, – не поверите и не послушаете меня». На повторные настойчивые просьбы он, помимо прочего, сказал: «Кайтесь ежечасно и молитесь Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери».И в наши дни бывают случаи, когда душа того или иного человека временно покидает тело. Видения и показания всех претерпевших такую смерть и вернувшихся к жизни в теле не противоречат одно другому, но друг друга дополняют. В частности, каждый такой умерший видел часть того света (міра), который безмерно громаден, несопоставимо больше міра сего. Многие перед смертью лицезрели своих давно почивших сродников и беседовали с ними. Это происходит почти во всех подобных случаях. В селе Вевчаны в 1926 году на смертном одре лежал Мелетий П. Разговаривал он со своими детьми, умершими за 20 лет до того. Когда живые родственники сказали ему: «Ты бредишь!» – он ответил: «Не в бреду я, но беседую с ними так же, как и с вами, и вижу их, как и вас».
Проповедь о радостных откровениях в первых же словах Библии
В начале сотворил Бог небо и землю.
Быт. 1:1
Сколь ёмко и полновесно каждое слово Божие! Оно подобно свитому полотну, которое можно либо носить под сердцем, либо расстелить на траве вдоль и вширь. Как много благ, и причем весьма драгоценных, открывают нам эти Божии слова; В начале сотворил Бог небо и землю! Сказуют они нам, прежде всего, что только Бог вечен и не сотворен (нетварен). И сие первое откровение доставляет нам первую неизреченную отраду. В этом водовороте изменчивости и тленности несказанно радует нас то, что Творец наш – выше всякого изменения и вообще выше времени. Далее, возвещает нам оно и то, что Бог Творец міра – един и благ; а коль скоро Он Творец, то, значит, – и Вседержитель, и Промыслитель. И это второе откровение наполняет нас второй неизреченной отрадой. мір возник не от безумия и не от случайности без всякого смысла и предназначения, но произошел он от Бога Всепремудрого, Всеведущего, Всемилостивого, Который и управляет им, возводя его к намеченной цели. Кроме того, сие откровение говорит нам, что у міра сего было начало, а следовательно, – будет и конец. И это третье откровение – причина нашей неизреченной отрады. Ведь прискорбно бы было, если бы этот мір оказался вечным, а значит и все цели, ближние и конечные, [замыкались] бы тольк о в нем; это и в самом деле вызвало бы настоящую
сумятицу в разуме мудрецов и горькую печаль в сердце праведников. Откровение же сие доводит до нашего разума истину о том, что Бог сотворил два міра: небесный и земной, или же мір существ бесплотных и существ, облеченных в плоть. И это четвертое откровение [также] делает нас общниками четвертой неизреченной отрады. Как ныне обращаем мы взор ввысь, радуясь солнцу, луне и звездам над головами нашими, так дух свой возносим мы к міру духовному, подобному нам, но гораздо более чистому и светлому, нежели мы, – к міру ангельскому, и радуемся, потому что знаем, что существует мір, лучший нашего, в который и мы вселимся и, как утомленные путники, вернемся домой и отдохнем. О, как тоскливо блуждал бы человеческий взор по земле, по одной только земле, если бы не было звездного неба! И с какой невыразимой печалью метался бы человеческий дух по міру материальному, если бы не было міра духовного, небесного!
Господи Всеблагий, слава Тебе и [по]хвала! Тебе единому слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРОРОК АВВАКУМ
Святой пророк Аввакум, один из 12 малых пророков, происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 года до Р. X.
Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так, пищей, предназначавшейся для жнецов, утолил голод гонимый пророк. После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости. При святом Константинопольском царе Феодосии Младшем (408 - 450) были обретены его мощи.
Тропарь пророку Аввакуму, глас 2
Проро́ка Твоего́ Авваку́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднуя и его призывая, Тебя молим: «Спаси души наши!»
Кондак пророку Аввакуму, глас 8
Возгласи́вый вселе́нней от ю́га прише́ствие Бо́жие от Де́вы, Авваку́ме богоглаго́ливе,/ и на Боже́ственней стра́жи предстоя́нием/ слы́шания от светоно́сна а́нгела/ Христо́во Воскресе́ние возвести́л еси́ ми́ру,/ сего́ ра́ди ве́село зове́м ти:// ра́дуйся, проро́ков све́тлая добро́то.
Перевод: Возгласивший вселенной с юга пришествие Божие от Девы, Аввакум Боговдохновенный, и на Божественной страже предстоя (Авв.2:1), ты услышал от светоносного ангела о Христовом Воскресении, которое возвестил ты миру, потому с радостью взываем к тебе: «Радуйся, пророков светлое украшение».
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ ГЕРОНТИССА
На северо-восточном склоне Святой Афонской Горы, на отвесной скале у самого моря находится монастырь Пантократор, основанный в 1361 году греческим императором Алексеем Стратопедархом и братом его Иоанном Примикирием. В этом монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», что значит «Старица» или «Настоятельница».
Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения обители. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства Своей обители.
В другое время в монастыре был близок к кончине ее старец-игумен. Получив откровение о своем скором отшествии, он желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившейся в алтаре чудотворной иконы послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».
Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Владычица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем.
Позднее, во время нападения сарацин, случилось следующее: один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший за дерзость сарацин раскаялся и заповедал своим домочадцам вновь посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители.
Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение об умирающих старцах, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы в Греции сейчас широко распространено.
Известна икона Божией Матери Геронтиссы в алтаре соборного храма Успенской Почаевской Лавры. По благословению архиепископа Волынского и Житомирского Модеста священнослужители перед началом богослужения испрашивали перед иконою Матери Божией благословение на начало службы.
Другой список с чудотворной иконы находится в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге. Написан он на Афоне, в самом монастыре Пантократор, а ризой украшен в Греции.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса», глас 4
Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́/ святы́й о́браз Тво́й, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в но́щи скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и на́м, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бе́д,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,/ спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Перевод: Как преяркая звезда просиял Божественными чудесами святой образ Твой, Избавительница, лучами благодати и милосердия Твоего озарив находящихся во тьме скорбей. Потому подай и нам, Всеблагая Дево, избавление от бед, излечение болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса», глас 8
Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́, бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше, заступле́нием Твои́м изба́вишася от злы́х, но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га и на́с свободи́ от лю́тых обстоя́ний, вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти́: ра́дуйся Изба́вительнице на́ша от все́х бе́д.
Перевод: К иконе Твоей, Пресвятая Госпожа, нуждающиеся с верою обратившись, защитой Твоей избавились от бедствий, но как Матерь Христа Бога и нас освободи от жестоких бедствий, временных и вечных, да взываем к Тебе: «Радуйся, Избавительница наша от всех бед».