С седмицей 5-й Великого поста! Доброго дня! Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратига Михаила, моего ангела хранителя и проч. Небесных сил, прп. Тита чудотворца, и иных святых сего дня.
Свт. Феофан:
"На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых" (Прит. 15, 3). О, когда бы всегда памятовала об этом разумная тварь! Не посмела бы она тогда не только бесчинствовать явно и предаваться плотским непотребствам, но и внутренне, в помышлениях ума своего и в движениях сердца, не допускала бы ничего неугодного Богу. Стояла бы она тогда как воин перед царем во фронте, со всем вниманием и строгостью к себе, чтобы не оказаться не знающею своих артикулов и не подпасть гневу цареву и наказанию. Артикулы для ней - заповеди Божии, определяющие и образ мыслей приличный ей, и то, какова она должна быть в своих чувствах и расположениях; во всем этом была бы она тогда вполне исправна.
Быт. XIII, 12-18:
Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].
И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Притч. XIV, 27 - XV, 4:
Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.
Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.
[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа.
Молитва Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния,
любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон).
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (земной поклон).
Боже, очисти мя грешнаго (12 поясных поклонов) и повторение 1-й части молитвы с земным поклоном.
Из Цветослова советов старца Порфирия:
Спасение от самоубийства
– Геронда, я прошу Вас сказать мне напоследок что-нибудь, что Вы считаете полезным, – сказал Старцу на прощанье один навестивший его монах.
Отец Порфирий спросил:
– Сейчас от меня ты куда пойдешь?
– Мой Геронда благословил меня посетить моих родных на острове Эвбея.
– Каких родных?
– Моих родителей и родственников.
Старец расспросил меня о моих родных, а потом задал вопрос:
– А ты знаешь, какая проблема у такого-то твоего родственника?
– Я, Геронда, не могу разобраться и со своими-то проблемами. Откуда же мне знать, какие проблемы у этого моего родственника?
– Однако мне, по благодати Христовой, известны его проблемы. У него то-то… и то-то… и то-то… Но хуже всего то, что он принял вот какой помысел, – и Старец, сложив руки над головой, показал, как ныряльщик прыгает в воду. Затем он пояснил мне, что у него есть помыслы о самоубийстве. Я спросил:
– Когда я с ним встречусь, передать ему Ваши слова?
– Для этого-то я и начал с тобой этот разговор. Передай ему то, о чем мы говорили, и скажи, чтобы он ходил в церковь. Тогда все это пройдет, и он будет спасен. Не задерживайся слишком надолго у своих родных. Скажи им, что ты в молитве постоянно видишь всех их, и если они хотят, чтобы ты был рядом, то пусть и они начнут молиться. Тогда у вас и будет единение – в молитве.
Покинув отца Порфирия, я приехал к своим родным и рассказал родственнику, о котором мы говорили со Старцем, все, что тот открыл мне о нем. На него мои слова произвели сильное впечатление. Спустя несколько дней он сам приехал к Старцу.
– Геронда, – сказал он, – я тот самый человек, которому Вы передали через отца Христодула то-то и то-то.
– Неужели я ему все это сказал? – изумился отец Порфирий.
– Да, Вы это сказали ему…
– Дитя мое, я не помню, чтобы говорил ему все это.
Старец был совершенно прав, потому что через него действовал Христос, а он просто произносил то, что Господь влагал ему в уста.
С этого времени мой родственник, о котором идет речь, стал ходить в храм и решился прийти на исповедь. Таким образом, благодаря вмешательству Старца, он избавился от всех своих проблем.
ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ ЧУДОТВОРЕЦ
Преподобный Тит чудотворец жил в конце VIII – начале IX века. С самого раннего детства возлюбил он Господа Иисуса Христа, отвергнув суету мирскую и презрев похоть плоти. Достигнув отроческого возраста, преподобный Тит поступил в общежительный монастырь – киновию, где был сначала послушником, а потом иноком. Он проходил тесный и трудный, но благодатный монашеский путь, с терпением и смирением очищая душу посредством добродетелей, постепенно восходя к духовному совершенству. Студийский монастырь близ Константинополя, где провел долгие годы в монашестве преподобный Тит, основан был еще в середине V века прибывшим из Рима в Константинополь вельможей по имени Студий.
Монастырь был знаменит многими подвижниками благочестия, мужественным противостоянием иконоборчеству, строгим общежительным монастырским уставом. Впоследствии именно Студийский устав ввел на Руси преподобный Феодосий Печерский. Уступив настоятельным просьбам братии монастыря, преподобный Тит был рукоположен во пресвитера и руководил братией. Великая кротость, любовь и милосердие снискали преподобному Титу достойную его имени славу подвижника.
Господь наделил преподобного Тита даром чудотворения. Во время неоднократно возобновлявшихся гонений на святые иконы и их почитателей преподобный Тит явил себя твердым и непоколебимым исповедником и защитником иконопочитания. Оставив своим ученикам достойный образец молитвенного и постнического жития, преподобный Тит отошел ко Господу в глубокой старости.
Кондак преподобному Титу чудотворцу, глас 4
Жития́ молву́ оста́вил еси́/ и ти́хо, все житие́ твое́ пожи́в, му́дре, к Бо́гу преше́л еси́,// чудоно́сне о́тче наш, Ти́те преподо́бне.