15 апреля день памяти Преподобного Тита чудотворца

15.04.2022

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Тита чуд. и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник

Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, - что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.

Книга прор. Исаии Гл. 66: 10 -  24

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, 

чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.

Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. 

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.

И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. 

Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.

Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. 

Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей,- все погибнут, говорит Господь.

Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 

И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 

и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь,- подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.

Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. 

Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.

Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. 

И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

Из Охридского Пролога за 2 апреля:

Рассуждение

«Лучше быть невеждой, но любовью приблизиться к Богу, нежели быть человеком глубоко образованным [в серб, букв.: всезнайкой, многознайкой. – Ред.] и в то же время – врагом Богу». Это слова святого Иринея, лионского священномученика. Истинность этих слов подтверждалась во все времена, и наше время в этом смысле не является исключением. К этому нужно добавить только одно, а именно: что любящие Бога не суть невежды, ибо знают они Бога настолько, что могут Его любить. Из всех человеческих наук это знание – важнейшее и величайшее. И еще следует добавить, что враги Божии не могут быть людьми с широким кругозором – хотя и считают они себя таковыми, – потому что их знания неминуемо хаотичны, ибо отсутствуют в них главенство и упорядоченность. Ведь глава и порядок любого знания – Бог. Некоторые из святых – как, например, преподобный Павел Препростый – не умели ни читать, ни писать, но силой своего духа и божественной любовью превзошли весь мір. Приближающийся к Богу любовью не способен на злодеяние. А ученость без любви к Богу пронизана духом преступления и войны. Преподобный Евфимий Великий учил: «Имейте любовь, ибо что́ соль для пищи, то́ и любовь для всякой добродетели». Пресна и холодна любая добродетель, если не осолена она и не согрета божественнной любовью.

Проповедь о живом Боге и Его живых детях

И потому, живем ли или

умираем, – всегда Господни.

Рим. 14:8

Чьи мы, когда живем? – Господни. Чьи, когда умираем? – Господни. Чьи суть праведники? – Господни. Чьи грешники? – Господни. Господь объемлет всех: живых и мертвых, ныне здравствующих, и почивших, и грядущих. Никто столь не всеобъемлющ, как Господь [наш] Иисус [Христос]. Кто из так называемых благодетелей человечества: учителей, вождей, просветителей – когда-либо попытался сделать некое добро усопшим? Здесь можно решительно ответить: никто и никогда! Ведь в глазах всего міра самая мысль о творении добра умершим людям казалась бы достойной смеха! Смешна она всем тем, кто полагает, что смерть могущественнее Бога и то, что она проглатывает, – уничтожает безвозвратно. Но заботиться о мертвых и творить добро мертвым – перестало вызывать усмешку со времени откровения Господа Иисуса, возвестившего, что Бог есть Бог живых, и удостоверившего это и делом, ибо сошел Он в ад, чтобы освободить и спасти души преставившихся праведников: начиная с Адама – и вплоть до Его смерти на Кресте.

Всеобъемлющ преславный наш Господь: как Своей проницательной мыслью, ибо мыслит Он обо всех и видит всех, рожденных женами, и над могилами, и в могилах; так и Своей любовью, ибо заключает Он в Свои объятья все праведные души безотносительно к тому, какое место или время их скрывает; так, наконец, и Своим трудом, ибо заботится и хлопочет Он о них обо всех, чтобы всех освободить, спасти, ввести в Царство и прославить пред лицем Отца Своего Небесного, Духа Святого и Животворящего и бесчисленных святых Ангелов. Господи, Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ ЧУДОТВОРЕЦ

Пре­по­доб­ный Тит чу­до­тво­рец жил в кон­це VIII – на­ча­ле IX ве­ка. С са­мо­го ран­не­го дет­ства воз­лю­бил он Гос­по­да Иису­са Хри­ста, от­верг­нув су­е­ту мир­скую и пре­зрев по­хоть пло­ти. До­стиг­нув от­ро­че­ско­го воз­рас­та, пре­по­доб­ный Тит по­сту­пил в об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь – ки­но­вию, где был сна­ча­ла по­слуш­ни­ком, а по­том ино­ком. Он про­хо­дил тес­ный и труд­ный, но бла­го­дат­ный мо­на­ше­ский путь, с тер­пе­ни­ем и сми­ре­ни­ем очи­щая ду­шу по­сред­ством доб­ро­де­те­лей, по­сте­пен­но вос­хо­дя к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Сту­дий­ский мо­на­стырь близ Кон­стан­ти­но­по­ля, где про­вел дол­гие го­ды в мо­на­ше­стве пре­по­доб­ный Тит, ос­но­ван был еще в се­ре­дине V ве­ка при­быв­шим из Ри­ма в Кон­стан­ти­но­поль вель­мо­жей по име­ни Сту­дий.

Мо­на­стырь был зна­ме­нит мно­ги­ми по­движ­ни­ка­ми бла­го­че­стия, му­же­ствен­ным про­ти­во­сто­я­ни­ем ико­но­бор­че­ству, стро­гим об­ще­жи­тель­ным мо­на­стыр­ским уста­вом. Впо­след­ствии имен­но Сту­дий­ский устав ввел на Ру­си пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Пе­чер­ский. Усту­пив на­сто­я­тель­ным прось­бам бра­тии мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Тит был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра и ру­ко­во­дил бра­ти­ей. Ве­ли­кая кро­тость, лю­бовь и ми­ло­сер­дие снис­ка­ли пре­по­доб­но­му Ти­ту до­стой­ную его име­ни сла­ву по­движ­ни­ка.

Гос­подь на­де­лил пре­по­доб­но­го Ти­та да­ром чу­до­тво­ре­ния. Во вре­мя неод­но­крат­но воз­об­нов­ляв­ших­ся го­не­ний на свя­тые ико­ны и их по­чи­та­те­лей пре­по­доб­ный Тит явил се­бя твер­дым и непо­ко­ле­би­мым ис­по­вед­ни­ком и за­щит­ни­ком ико­но­по­чи­та­ния. Оста­вив сво­им уче­ни­кам до­стой­ный об­ра­зец мо­лит­вен­но­го и пост­ни­че­ско­го жи­тия, пре­по­доб­ный Тит ото­шел ко Гос­по­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти.

Кондак преподобному Титу чудотворцу, глас 4

Жития́ молву́ оста́вил еси́/ и ти́хо, все житие́ твое́ пожи́в, му́дре, к Бо́гу преше́л еси́,// чудоно́сне о́тче наш, Ти́те преподо́бне.