Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Тита чуд. и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник
Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, - что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.
Книга прор. Исаии Гл. 66: 10 - 24
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем,
чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.
Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.
Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.
И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.
Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.
Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей,- все погибнут, говорит Господь.
Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.
И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою
и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь,- подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.
Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
Из Охридского Пролога за 2 апреля:
Рассуждение
«Лучше быть невеждой, но любовью приблизиться к Богу, нежели быть человеком глубоко образованным [в серб, букв.: всезнайкой, многознайкой. – Ред.] и в то же время – врагом Богу». Это слова святого Иринея, лионского священномученика. Истинность этих слов подтверждалась во все времена, и наше время в этом смысле не является исключением. К этому нужно добавить только одно, а именно: что любящие Бога не суть невежды, ибо знают они Бога настолько, что могут Его любить. Из всех человеческих наук это знание – важнейшее и величайшее. И еще следует добавить, что враги Божии не могут быть людьми с широким кругозором – хотя и считают они себя таковыми, – потому что их знания неминуемо хаотичны, ибо отсутствуют в них главенство и упорядоченность. Ведь глава и порядок любого знания – Бог. Некоторые из святых – как, например, преподобный Павел Препростый – не умели ни читать, ни писать, но силой своего духа и божественной любовью превзошли весь мір. Приближающийся к Богу любовью не способен на злодеяние. А ученость без любви к Богу пронизана духом преступления и войны. Преподобный Евфимий Великий учил: «Имейте любовь, ибо что́ соль для пищи, то́ и любовь для всякой добродетели». Пресна и холодна любая добродетель, если не осолена она и не согрета божественнной любовью.
Проповедь о живом Боге и Его живых детях
И потому, живем ли или
умираем, – всегда Господни.
Рим. 14:8
Чьи мы, когда живем? – Господни. Чьи, когда умираем? – Господни. Чьи суть праведники? – Господни. Чьи грешники? – Господни. Господь объемлет всех: живых и мертвых, ныне здравствующих, и почивших, и грядущих. Никто столь не всеобъемлющ, как Господь [наш] Иисус [Христос]. Кто из так называемых благодетелей человечества: учителей, вождей, просветителей – когда-либо попытался сделать некое добро усопшим? Здесь можно решительно ответить: никто и никогда! Ведь в глазах всего міра самая мысль о творении добра умершим людям казалась бы достойной смеха! Смешна она всем тем, кто полагает, что смерть могущественнее Бога и то, что она проглатывает, – уничтожает безвозвратно. Но заботиться о мертвых и творить добро мертвым – перестало вызывать усмешку со времени откровения Господа Иисуса, возвестившего, что Бог есть Бог живых, и удостоверившего это и делом, ибо сошел Он в ад, чтобы освободить и спасти души преставившихся праведников: начиная с Адама – и вплоть до Его смерти на Кресте.
Всеобъемлющ преславный наш Господь: как Своей проницательной мыслью, ибо мыслит Он обо всех и видит всех, рожденных женами, и над могилами, и в могилах; так и Своей любовью, ибо заключает Он в Свои объятья все праведные души безотносительно к тому, какое место или время их скрывает; так, наконец, и Своим трудом, ибо заботится и хлопочет Он о них обо всех, чтобы всех освободить, спасти, ввести в Царство и прославить пред лицем Отца Своего Небесного, Духа Святого и Животворящего и бесчисленных святых Ангелов. Господи, Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ ЧУДОТВОРЕЦ
Преподобный Тит чудотворец жил в конце VIII – начале IX века. С самого раннего детства возлюбил он Господа Иисуса Христа, отвергнув суету мирскую и презрев похоть плоти. Достигнув отроческого возраста, преподобный Тит поступил в общежительный монастырь – киновию, где был сначала послушником, а потом иноком. Он проходил тесный и трудный, но благодатный монашеский путь, с терпением и смирением очищая душу посредством добродетелей, постепенно восходя к духовному совершенству. Студийский монастырь близ Константинополя, где провел долгие годы в монашестве преподобный Тит, основан был еще в середине V века прибывшим из Рима в Константинополь вельможей по имени Студий.
Монастырь был знаменит многими подвижниками благочестия, мужественным противостоянием иконоборчеству, строгим общежительным монастырским уставом. Впоследствии именно Студийский устав ввел на Руси преподобный Феодосий Печерский. Уступив настоятельным просьбам братии монастыря, преподобный Тит был рукоположен во пресвитера и руководил братией. Великая кротость, любовь и милосердие снискали преподобному Титу достойную его имени славу подвижника.
Господь наделил преподобного Тита даром чудотворения. Во время неоднократно возобновлявшихся гонений на святые иконы и их почитателей преподобный Тит явил себя твердым и непоколебимым исповедником и защитником иконопочитания. Оставив своим ученикам достойный образец молитвенного и постнического жития, преподобный Тит отошел ко Господу в глубокой старости.
Кондак преподобному Титу чудотворцу, глас 4
Жития́ молву́ оста́вил еси́/ и ти́хо, все житие́ твое́ пожи́в, му́дре, к Бо́гу преше́л еси́,// чудоно́сне о́тче наш, Ти́те преподо́бне.