Со святками и обрезанием Господним!
Господи, дай нам с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя в пути, в работе, в учебе, в лечении во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Селафиила, наших ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Василия Великого (для юристов - он имел юридическое образование), его матери Емилии и иных святых сего дня!
Посл. к Колоссянам св. ап. Павла Гл. 2 (8-12)
...Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
От Луки св. благовествование Гл. 2 (20-21, 40-52)
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве...Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Из Пролога свт. Николая Сербского, 14 января: Проповедь о созерцании невидимого мира
Мы смотрим не на видимое, но на невидимое.
2Кор. 4:18
Видим мы этот мір, вещественный и преходящий, но взираем и на мір оный, духовный и бессмертный.
Видим мы земное веселье, нередко прерываемое плачем и воздыханиями и, в конце концов, всегда оканчивающееся смертью, но взираем и на радость духовную, обитающую среди Ангелов и Божиих святых на небесах, на радость непрерывную и вечную.
Видим мы страдания и неудачи праведников в этой жизни, но взираем и на их славу и торжество в міре оном.
Видим мы завидные успехи, и славу, и почет грешников в этой жизни, но взираем и на их поражение, осуждение и неизреченную муку в вечности.
Видим мы Церковь Божию, часто в міре сем унижаемую и гонимую, но зрим и ее окончательную победу над всеми противниками и супостатами, видимыми и невидимыми.
Видим мы, братья, что в міре сем нередко властвуют и наслаждаются богатством насильники и грабители, тогда как святые в нем нищи, и угнетены, и забыты, но созерцаем и другое Царство, в котором править будут именно [все] святые без единого – [и вправду] без единого – насильника и грабителя: Царство Божие, вечно безгрешное и бессмертное.
О Господи долготерпеливый и многомилостивый, отверзи нам духовные очи, дабы видели они то, что ожидает нас после этой кратковременной жизни и дабы потрудились мы исполнить закон Твой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ (ВОЛЬХОВСКИЙ) ЧУДОТВОРЕЦ, ЕПИСКОП МОГИЛЕВСКИЙ И ПОЛОЦКИЙ
Святитель Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий, родился в г. Полтаве в семье священника Павла Вольховского. По свидетельству рукописи, сохранившейся в архивах Полтавской епархии, при крещении младенец был именован Феодором. Дядя будущего святителя был епископом Тверским, затем Ярославским, и назывался Афанасием (Вольховским).
Феодор окончил Тверскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Горе между тем рано заглянуло в очи тому, для кого предназначен был свыше путь горестей и напастей. В двадцать три года он потерял отца, затем благодетеля и воспитателя – дядю. Оставаться далее на чужой стороне молодому образованному Вольховскому не пожелалось. В 1765 году, по окончании Академии, он был рукоположен во священника в Николаевской церкви г. Полтавы. 1 октября 1769 года, после смерти супруги, принял монашество в Черниговском Ильинском монастыре и наименован Афанасием, в честь святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца; имя избрано также и в память о почившем к тому времени дяде его, архиепископе Афанасии.
С 1770 года исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе и Свято-Троицком монастыре.
В 1776 году определен игуменом Новгородского Кириллова монастыря.
В 1781 году стал наместником Александро-Невской Лавры.
В 1783 году был переведен сначала в Новгородский Отенский Покровский Трехсвятительский монастырь, а затем – в Вяжицкий (с возведением в сан архимандрита).
13 ноября 1785 года назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря.
6 мая именным Ея Императорского Величества Указом архимандрит Афанасий (Вольховский) утвержден на Старо-Русскую викарную кафедру Новгородской епархии. 14 июля архимандрит Афанасий был наречен, а 30 июля 1788 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. На этой кафедре был ближайшим помощником маститого старца, митрополита Гавриила (Петрова).
«Около пяти лет светил он на этой кафедре, как на свещнице, и на шестом десятке своих лет переведен в город Могилев – губернский, на самостоятельную кафедру, и именно в 1795 году, по кончине приснопамятного Георгия Конисского», – свидетельствует жизнеописание.
С 5 марта 1795 года – епископ Могилевский и Полоцкий. В жизнеописании отмечено: «Два с половиною года Святитель Афанасий безмятежно управлял Могилевскою паствою, в которой и оставил по себе память мудрого и доброго пастыря не одним Окружным Посланием своим к ней, но и тем наипаче, что в среде ее «много униатских церквей и народа обратил в благочестие» (православие). По вниманию к таковым, без сомнения, великим подвигам, Император Павел Петрович, при Всемилостивейшем и лестном рескрипте, 11 мая 1797 года, пожаловал епископу Афанасию орден Святого Александра Невского. Но эта звезда была уже последнею на жизненном небосклоне Святителя Божия и, как эмблема земного величия и славы, скоро померкла».
В том же году в Синод поступил донос диакона Харкевича, в котором на епископа Афанасия возводились различные клеветы. В жизнеописании так описано сие происшествие: «Один недостойный диакон, некий Харкевич, забыв наставление Слова Божия, по которому не подобает диакону быти двоязычну, подобно Иуде Искариотскому, продавшему своего Учителя и Господа за 30 сребреников, продал своего архипастыря Афанасия духу злобы и лукавства, духу гордости и честолюбия: он оклеветал его ужасною клеветою. Посланный в Священный Синод донос взводил на Святителя Божия тяжкие преступления в нравственном и даже гражданском отношениях. Узнав о содержании доноса, Преосвященный Афанасий обратился с прошением об увольнении его от управления епархией, имея в виду также оградить Православие в крае от поношений и подозрений.
Указом Императора, в удовлетворение прошения, епископ Афанасий (Вольховский) был удален с кафедры и определен на покой в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии (27 августа 1797 года).
О несправедливом характере обвинений в адрес святителя свидетельствует тот факт, что по делу о столь тяжких клеветах не было назначено никакого следствия, а самому епископу Императорским указом была назначена пенсия.
Из жизнеописания известно следующее: «Итак, Святитель Божий Афанасий, избравший при вступлении в монашество Лубенского Угодника Божия, Патриарха Афанасия, своим патроном, приходит к своему покровителю и руководителю учиться терпению, которое рождается от скорби, по слову Апостола. А скорбь у Святителя Божия была велика и сильна. И Царская милость, выраженная впоследствии в пожаловании ему пенсии, не утешила его. Пуще всего боялся он той мысли, не сделал ли он собою невольного соблазна. Эта, видно, мысль была у него неотвязчива, и только Милосердая Царица неба и земли, наша славная Владычица и Богородица и Приснодева Мария, смысл лучший паче естественного людям подающая, не оставляла его и тогда Своим Покровом, когда он сильно недуговал душевно, или, точнее сказать, был в великом духовном испытании.
Такое тяжелое состояние, пред переходом в вечность Святителя Божия Афанасия, продолжалось около полугода. Он прибыл в г. Полтаву как бы проститься с родными и опочил у них на руках».
Скончался 1 января 1801 года в Полтаве. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Мощи его почивали нетленно.
Прибывший на Прилукскую кафедру (Полтавское викариатство) Преосвященный Иларион (Юшенов), в 1882 году обозревая гробницу Преосвященного Афанасия, обнаружил нетление тела его. О сем было донесено в Синод, откуда последовало предписание изнести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации.
Ввиду многих исцелений и чудес материалы к канонизации святителя Афанасия были подготовлены в самое краткое время. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик. Торжества по случаю прославления святителя Афанасия планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако сему воспрепятствовала начавшаяся революция.
В книге, изданной более 100 лет назад, высказано твердое убеждение: «Жизнь этого Святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно поэтому, он, будучи сам искушен клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью».
Поистине чудесным образом Господь сохранил честные останки святого Своего угодника. Почивавшие нетленно в особенном склепе Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря после большевистского переворота мощи были переданы в краеведческий музей Полтавы в качестве экспоната антирелигиозной выставки.
Там они находились до начала Великой Отечественной войны, а с приходом оккупантов были тайно перенесены в монастырь, где и были погребены под полом соборного храма обители. Когда же краеведческий музей сгорел, распространилось убеждение в том, что вместе сгорели и святые мощи епископа Афанасия (Вольховского). И хотя было известно о настоящем месте нахождения святых останков, церковные власти не торопились разглашать это из справедливого опасения возможного осквернения мощей от рук безбожников.
Около 1995 года мощи были перезахоронены на монастырском кладбище между Крестовоздвиженским собором и Троицким храмом.
Святитель Афанасий Полтавский был прославлен Украинской Православной Церковью в 2010 году.
30 ноября 2017 года Определением Освященного Архиерейского Собора имя святителя Афанасия было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Тропарь святителю Афанасию Полтавскому, глас 4
Многоскорбный угодниче Христов, святителю отче наш Афанасие, в житии своем крест тяжкий понесый и многия гонения и клеветы претерпевый, не остави нас, чад твоих, твоим предстательством, имаши бо дерзновение ко Господу молитися, о еже всякия скорби нам претерпети достойно, ко спасению душ наших.
Кондак святителю Афанасию Полтавскому, глас 8
Избранный от юности угодниче Христов, славу мира нивочтоже вменивый и Господу последствовати возжелевый, темже поношения и гонения паче хвалы вменил еси, и даже до смерти о Церкви Святей болезновал еси, сего ради зовем ти умильно:
Радуйся, многоскорбный святителю Афанасие, радости небесныя причастниче.
Молитва первая святителю Афанасию Полтавскому
Днесь, в празднственный день, предстояще пред святыми мощами новопрославленнаго угодника Божия, святителя и чудотворца Афанасия, и в молитвы того призывающе, прославим тепле Подателя всех благ, Господа, даровавшаго нам таковое утешение! Возвеличим Отца Безначальнаго, превознесем Сына превечно Рожденнаго, восхвали Духа Утешительнаго, Бога в Триех Лицех Единаго; Той бо яви нам от лет многих сокрытое в земли сокровище, святыя мощи угодника Своего Афанасия!
Ко святителю же Афанасию умильно возопием: о, святителю и страдальче, чрез горнило скорбей прошедый и в радости безконечней пребываяй! Не забуди нас твоим милостивым предстательством, помолися ко Господу, да утвердит в земли нашей веру Православную, Церковь же Свою Святую Соборную и Апостольскую непоколебиму от ересей и расколов соблюдет, обители же и храмы Полтавския да укрепит, монашествующих в подвизех совершенны сотворит, всех же нас в правей вере, несумненней надежде и теплей любви сподобит с покаянием земное поприще преити, и в жизни вечней со всеми святыми радостно славити и величати Всесильнаго и Всемилостиваго Бога во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святителю Афанасию Полтавскому
О, славный угодниче Христов, великоимените отче наш Афанасие! О, многоскорбный святителю Божий, в житии крест тяжкий понесый и в верности Христу даже до смерти пребывый! О, смиреннейший на земли, на небеси же прославленный! Помолися о нас ко Господу, имаши бо дерзновение к Нему молитися! Помяни всех, с верою приходящих к тебе и мощем твоим кланяющихся [икону твою святую лобзающих]! Воззри на скорби и клевету, нас облегающия, расторгни узы грехов и мрежи страстей, связующия души наша. Даждь нам помощь молитвами твоими, да укрепит Господь наши силы и наш ум, умерщвляемые грехами. Яко да твоим предстательством пособствуеми, ограждаеми крестным знамением и помогаеми Пресвятою Госпожею Девою и Богородицею, поживем в благочестии и чистоте и, тако достигнув вечера жизни нашея, отыдем к незаходимому Свету - Христу, Емуже со Отцем и Духом слава подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Величание
Величаем тя, святителю отче наш Афанасие, и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.