14 января день памяти Святителя Афанасия Полтавского, чудотворца (1801)

14.01.2022

Со святками и обрезанием Господним!

Господи, дай нам с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя в пути, в работе, в учебе, в лечении во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Селафиила, наших ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Василия Великого (для юристов - он имел юридическое образование), его матери Емилии и иных святых сего дня!

Посл. к Колоссянам св. ап. Павла Гл. 2 (8-12)

...Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.

От Луки св. благовествование Гл. 2 (20-21, 40-52)

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве...Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Из Пролога свт. Николая Сербского, 14 января: Проповедь о созерцании невидимого мира

Мы смотрим не на видимое, но на невидимое.

2Кор. 4:18

Видим мы этот мір, вещественный и преходящий, но взираем и на мір оный, духовный и бессмертный.

Видим мы земное веселье, нередко прерываемое плачем и воздыханиями и, в конце концов, всегда оканчивающееся смертью, но взираем и на радость духовную, обитающую среди Ангелов и Божиих святых на небесах, на радость непрерывную и вечную.

Видим мы страдания и неудачи праведников в этой жизни, но взираем и на их славу и торжество в міре оном.

Видим мы завидные успехи, и славу, и почет грешников в этой жизни, но взираем и на их поражение, осуждение и неизреченную муку в вечности.

Видим мы Церковь Божию, часто в міре сем унижаемую и гонимую, но зрим и ее окончательную победу над всеми противниками и супостатами, видимыми и невидимыми.

Видим мы, братья, что в міре сем нередко властвуют и наслаждаются богатством насильники и грабители, тогда как святые в нем нищи, и угнетены, и забыты, но созерцаем и другое Царство, в котором править будут именно [все] святые без единого – [и вправду] без единого – насильника и грабителя: Царство Божие, вечно безгрешное и бессмертное.

О Господи долготерпеливый и многомилостивый, отверзи нам духовные очи, дабы видели они то, что ожидает нас после этой кратковременной жизни и дабы потрудились мы исполнить закон Твой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ (ВОЛЬХОВСКИЙ) ЧУДОТВОРЕЦ, ЕПИСКОП МО­ГИЛЕВ­СКИЙ И ПО­ЛОЦ­КИЙ

Свя­ти­тель Афа­на­сий (Воль­хов­ский), епи­скоп Мо­гилев­ский и По­лоц­кий, ро­дил­ся в г. Пол­та­ве в се­мье свя­щен­ни­ка Пав­ла Воль­хов­ско­го. По сви­де­тель­ству ру­ко­пи­си, со­хра­нив­шей­ся в ар­хи­вах Пол­тав­ской епар­хии, при кре­ще­нии мла­де­нец был име­но­ван Фе­о­до­ром. Дя­дя бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля был епи­ско­пом Твер­ским, за­тем Яро­слав­ским, и на­зы­вал­ся Афа­на­си­ем (Воль­хов­ским).

Фе­о­дор окон­чил Твер­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию. Го­ре меж­ду тем ра­но за­гля­ну­ло в очи то­му, для ко­го пред­на­зна­чен был свы­ше путь го­ре­стей и на­па­стей. В два­дцать три го­да он по­те­рял от­ца, за­тем бла­го­де­те­ля и вос­пи­та­те­ля – дя­дю. Оста­вать­ся да­лее на чу­жой сто­роне мо­ло­до­му об­ра­зо­ван­но­му Воль­хов­ско­му не по­же­ла­лось. В 1765 го­ду, по окон­ча­нии Ака­де­мии, он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви г. Пол­та­вы. 1 ок­тяб­ря 1769 го­да, по­сле смер­ти су­пру­ги, при­нял мо­на­ше­ство в Чер­ни­гов­ском Ильин­ском мо­на­сты­ре и на­име­но­ван Афа­на­си­ем, в честь свя­ти­те­ля Афа­на­сия, пат­ри­ар­ха Ца­ре­град­ско­го, Лу­бен­ско­го чу­до­твор­ца; имя из­бра­но так­же и в па­мять о по­чив­шем к то­му вре­ме­ни дя­де его, ар­хи­епи­ско­пе Афа­на­сии.

С 1770 го­да ис­пол­нял раз­ные по­слу­ша­ния при Чер­ни­гов­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре и Свя­то-Тро­иц­ком мо­на­сты­ре.

В 1776 го­ду опре­де­лен игу­ме­ном Нов­го­род­ско­го Ки­рил­ло­ва мо­на­сты­ря.

В 1781 го­ду стал на­мест­ни­ком Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры.

В 1783 го­ду был пе­ре­ве­ден сна­ча­ла в Нов­го­род­ский Отен­ский По­кров­ский Трех­свя­ти­тель­ский мо­на­стырь, а за­тем – в Вя­жиц­кий (с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та).

13 но­яб­ря 1785 го­да на­зна­чен ар­хи­манд­ри­том Нов­го­род­ско­го Юрье­ва мо­на­сты­ря.

6 мая имен­ным Ея Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства Ука­зом ар­хи­манд­рит Афа­на­сий (Воль­хов­ский) утвер­жден на Ста­ро-Рус­скую ви­кар­ную ка­фед­ру Нов­го­род­ской епар­хии. 14 июля ар­хи­манд­рит Афа­на­сий был на­ре­чен, а 30 июля 1788 го­да хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Ста­ро­рус­ско­го, ви­ка­рия Нов­го­род­ской епар­хии. На этой ка­фед­ре был бли­жай­шим по­мощ­ни­ком ма­сти­то­го стар­ца, мит­ро­по­ли­та Гав­ри­и­ла (Пет­ро­ва).

«Око­ло пя­ти лет све­тил он на этой ка­фед­ре, как на свещ­ни­це, и на ше­стом де­сят­ке сво­их лет пе­ре­ве­ден в го­род Мо­гилев – гу­берн­ский, на са­мо­сто­я­тель­ную ка­фед­ру, и имен­но в 1795 го­ду, по кон­чине прис­но­па­мят­но­го Ге­ор­гия Ко­нис­ско­го», – сви­де­тель­ству­ет жиз­не­опи­са­ние.

С 5 мар­та 1795 го­да – епи­скоп Мо­гилев­ский и По­лоц­кий. В жиз­не­опи­са­нии от­ме­че­но: «Два с по­ло­ви­ною го­да Свя­ти­тель Афа­на­сий без­мя­теж­но управ­лял Мо­гилев­скою паст­вою, в ко­то­рой и оста­вил по се­бе па­мять муд­ро­го и доб­ро­го пас­ты­ря не од­ним Окруж­ным По­сла­ни­ем сво­им к ней, но и тем наи­па­че, что в сре­де ее «мно­го уни­ат­ских церк­вей и на­ро­да об­ра­тил в бла­го­че­стие» (пра­во­сла­вие). По вни­ма­нию к та­ко­вым, без со­мне­ния, ве­ли­ким по­дви­гам, Им­пе­ра­тор Па­вел Пет­ро­вич, при Все­ми­ло­сти­вей­шем и лест­ном ре­скрип­те, 11 мая 1797 го­да, по­жа­ло­вал епи­ско­пу Афа­на­сию ор­ден Свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го. Но эта звез­да бы­ла уже по­след­нею на жиз­нен­ном небо­склоне Свя­ти­те­ля Бо­жия и, как эм­бле­ма зем­но­го ве­ли­чия и сла­вы, ско­ро по­мерк­ла».

В том же го­ду в Си­нод по­сту­пил до­нос диа­ко­на Хар­ке­ви­ча, в ко­то­ром на епи­ско­па Афа­на­сия воз­во­ди­лись раз­лич­ные кле­ве­ты. В жиз­не­опи­са­нии так опи­са­но сие про­ис­ше­ствие: «Один недо­стой­ный диа­кон, некий Хар­ке­вич, за­быв на­став­ле­ние Сло­ва Бо­жия, по ко­то­ро­му не по­до­ба­ет диа­ко­ну бы­ти дво­языч­ну, по­доб­но Иуде Ис­ка­ри­от­ско­му, про­дав­ше­му сво­е­го Учи­те­ля и Гос­по­да за 30 среб­ре­ни­ков, про­дал сво­е­го ар­хи­пас­ты­ря Афа­на­сия ду­ху зло­бы и лу­кав­ства, ду­ху гор­до­сти и че­сто­лю­бия: он окле­ве­тал его ужас­ною кле­ве­тою. По­слан­ный в Свя­щен­ный Си­нод до­нос взво­дил на Свя­ти­те­ля Бо­жия тяж­кие пре­ступ­ле­ния в нрав­ствен­ном и да­же граж­дан­ском от­но­ше­ни­ях. Узнав о со­дер­жа­нии до­но­са, Прео­свя­щен­ный Афа­на­сий об­ра­тил­ся с про­ше­ни­ем об уволь­не­нии его от управ­ле­ния епар­хи­ей, имея в ви­ду так­же огра­дить Пра­во­сла­вие в крае от по­но­ше­ний и по­до­зре­ний.

Ука­зом Им­пе­ра­то­ра, в удо­вле­тво­ре­ние про­ше­ния, епи­скоп Афа­на­сий (Воль­хов­ский) был уда­лен с ка­фед­ры и опре­де­лен на по­кой в Мгар­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь Пол­тав­ской гу­бер­нии (27 ав­гу­ста 1797 го­да).

О неспра­вед­ли­вом ха­рак­те­ре об­ви­не­ний в адрес свя­ти­те­ля сви­де­тель­ству­ет тот факт, что по де­лу о столь тяж­ких кле­ве­тах не бы­ло на­зна­че­но ни­ка­ко­го след­ствия, а са­мо­му епи­ско­пу Им­пе­ра­тор­ским ука­зом бы­ла на­зна­че­на пен­сия.

Из жиз­не­опи­са­ния из­вест­но сле­ду­ю­щее: «Итак, Свя­ти­тель Бо­жий Афа­на­сий, из­брав­ший при вступ­ле­нии в мо­на­ше­ство Лу­бен­ско­го Угод­ни­ка Бо­жия, Пат­ри­ар­ха Афа­на­сия, сво­им па­тро­ном, при­хо­дит к сво­е­му по­кро­ви­те­лю и ру­ко­во­ди­те­лю учить­ся тер­пе­нию, ко­то­рое рож­да­ет­ся от скор­би, по сло­ву Апо­сто­ла. А скорбь у Свя­ти­те­ля Бо­жия бы­ла ве­ли­ка и силь­на. И Цар­ская ми­лость, вы­ра­жен­ная впо­след­ствии в по­жа­ло­ва­нии ему пен­сии, не уте­ши­ла его. Пу­ще все­го бо­ял­ся он той мыс­ли, не сде­лал ли он со­бою неволь­но­го со­блаз­на. Эта, вид­но, мысль бы­ла у него неот­вяз­чи­ва, и толь­ко Ми­ло­сер­дая Ца­ри­ца неба и зем­ли, на­ша слав­ная Вла­ды­чи­ца и Бо­го­ро­ди­ца и Прис­но­де­ва Ма­рия, смысл луч­ший па­че есте­ствен­но­го лю­дям по­да­ю­щая, не остав­ля­ла его и то­гда Сво­им По­кро­вом, ко­гда он силь­но неду­го­вал ду­шев­но, или, точ­нее ска­зать, был в ве­ли­ком ду­хов­ном ис­пы­та­нии.

Та­кое тя­же­лое со­сто­я­ние, пред пе­ре­хо­дом в веч­ность Свя­ти­те­ля Бо­жия Афа­на­сия, про­дол­жа­лось око­ло по­лу­го­да. Он при­был в г. Пол­та­ву как бы про­стить­ся с род­ны­ми и опо­чил у них на ру­ках».

Скон­чал­ся 1 ян­ва­ря 1801 го­да в Пол­та­ве. По­гре­бен в Пол­тав­ском Кре­сто­воз­дви­жен­ском мо­на­сты­ре. Мо­щи его по­чи­ва­ли нетлен­но.

При­быв­ший на При­лукскую ка­фед­ру (Пол­тав­ское ви­ка­ри­ат­ство) Прео­свя­щен­ный Ила­ри­он (Юше­нов), в 1882 го­ду обо­зре­вая гроб­ни­цу Прео­свя­щен­но­го Афа­на­сия, об­на­ру­жил нетле­ние те­ла его. О сем бы­ло до­не­се­но в Си­нод, от­ку­да по­сле­до­ва­ло пред­пи­са­ние из­не­сти гроб из усы­паль­ни­цы, а в скле­пе устро­ить цер­ковь, где по­ста­вить мо­щи и там слу­жить па­ни­хи­ды до вре­ме­ни офи­ци­аль­ной ка­но­ни­за­ции.

Вви­ду мно­гих ис­це­ле­ний и чу­дес ма­те­ри­а­лы к ка­но­ни­за­ции свя­ти­те­ля Афа­на­сия бы­ли под­го­тов­ле­ны в са­мое крат­кое вре­мя. Имя свя­ти­те­ля Афа­на­сия бы­ло вне­се­но в го­то­вя­щий­ся к из­да­нию Пол­тав­ский па­те­рик. Тор­же­ства по слу­чаю про­слав­ле­ния свя­ти­те­ля Афа­на­сия пла­ни­ро­ва­лось со­вер­шить по­сле Со­бо­ра Рус­ской Церк­ви 1917 го­да, од­на­ко се­му вос­пре­пят­ство­ва­ла на­чав­ша­я­ся ре­во­лю­ция.

В кни­ге, из­дан­ной бо­лее 100 лет на­зад, вы­ска­за­но твер­дое убеж­де­ние: «Жизнь это­го Свя­ти­те­ля раз­ре­ши­лась скор­бя­ми, вслед­ствие пе­ре­не­сен­ных им люд­ских на­па­стей и кле­ве­ты че­ло­ве­че­ской, и, ве­ро­ят­но по­это­му, он, бу­дучи сам ис­ку­шен кле­ве­тою, мо­жет и дру­гим, су­щим в скор­бях от кле­ве­ты и на­прас­ли­ны, по­мо­гать дан­ною ему от Бо­га бла­го­да­тью».

По­ис­ти­не чу­дес­ным об­ра­зом Гос­подь со­хра­нил чест­ные остан­ки свя­то­го Сво­е­го угод­ни­ка. По­чи­вав­шие нетлен­но в осо­бен­ном скле­пе Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го со­бо­ра Пол­тав­ско­го мо­на­сты­ря по­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та мо­щи бы­ли пе­ре­да­ны в кра­е­вед­че­ский му­зей Пол­та­вы в ка­че­стве экс­по­на­та ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной вы­став­ки.

Там они на­хо­ди­лись до на­ча­ла Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, а с при­хо­дом ок­ку­пан­тов бы­ли тай­но пе­ре­не­се­ны в мо­на­стырь, где и бы­ли по­гре­бе­ны под по­лом со­бор­но­го хра­ма оби­те­ли. Ко­гда же кра­е­вед­че­ский му­зей сго­рел, рас­про­стра­ни­лось убеж­де­ние в том, что вме­сте сго­ре­ли и свя­тые мо­щи епи­ско­па Афа­на­сия (Воль­хов­ско­го). И хо­тя бы­ло из­вест­но о на­сто­я­щем ме­сте на­хож­де­ния свя­тых остан­ков, цер­ков­ные вла­сти не то­ро­пи­лись раз­гла­шать это из спра­вед­ли­во­го опа­се­ния воз­мож­но­го осквер­не­ния мо­щей от рук без­бож­ни­ков.

Око­ло 1995 го­да мо­щи бы­ли пе­ре­за­хо­ро­не­ны на мо­на­стыр­ском клад­би­ще меж­ду Кре­сто­воз­дви­жен­ским со­бо­ром и Тро­иц­ким хра­мом.

Свя­ти­тель Афа­на­сий Пол­тав­ский был про­слав­лен Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в 2010 го­ду.

30 но­яб­ря 2017 го­да Опре­де­ле­ни­ем Освя­щен­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра имя свя­ти­те­ля Афа­на­сия бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

 

Тропарь святителю Афанасию Полтавскому, глас 4

Многоскорбный угодниче Христов, святителю отче наш Афанасие, в житии своем крест тяжкий понесый и многия гонения и клеветы претерпевый, не остави нас, чад твоих, твоим предстательством, имаши бо дерзновение ко Господу молитися, о еже всякия скорби нам претерпети достойно, ко спасению душ наших.

Кондак святителю Афанасию Полтавскому, глас 8

Избранный от юности угодниче Христов, славу мира нивочтоже вменивый и Господу последствовати возжелевый, темже поношения и гонения паче хвалы вменил еси, и даже до смерти о Церкви Святей болезновал еси, сего ради зовем ти умильно:

Радуйся, многоскорбный святителю Афанасие, радости небесныя причастниче.

Молитва первая святителю Афанасию Полтавскому

Днесь, в празднственный день, предстояще пред святыми мощами новопрославленнаго угодника Божия, святителя и чудотворца Афанасия, и в молитвы того призывающе, прославим тепле Подателя всех благ, Господа, даровавшаго нам таковое утешение! Возвеличим Отца Безначальнаго, превознесем Сына превечно Рожденнаго, восхвали Духа Утешительнаго, Бога в Триех Лицех Единаго; Той бо яви нам от лет многих сокрытое в земли сокровище, святыя мощи угодника Своего Афанасия!

Ко святителю же Афанасию умильно возопием: о, святителю и страдальче, чрез горнило скорбей прошедый и в радости безконечней пребываяй! Не забуди нас твоим милостивым предстательством, помолися ко Господу, да утвердит в земли нашей веру Православную, Церковь же Свою Святую Соборную и Апостольскую непоколебиму от ересей и расколов соблюдет, обители же и храмы Полтавския да укрепит, монашествующих в подвизех совершенны сотворит, всех же нас в правей вере, несумненней надежде и теплей любви сподобит с покаянием земное поприще преити, и в жизни вечней со всеми святыми радостно славити и величати Всесильнаго и Всемилостиваго Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Афанасию Полтавскому

О, славный угодниче Христов, великоимените отче наш Афанасие! О, многоскорбный святителю Божий, в житии крест тяжкий понесый и в верности Христу даже до смерти пребывый! О, смиреннейший на земли, на небеси же прославленный! Помолися о нас ко Господу, имаши бо дерзновение к Нему молитися! Помяни всех, с верою приходящих к тебе и мощем твоим кланяющихся [икону твою святую лобзающих]! Воззри на скорби и клевету, нас облегающия, расторгни узы грехов и мрежи страстей, связующия души наша. Даждь нам помощь молитвами твоими, да укрепит Господь наши силы и наш ум, умерщвляемые грехами. Яко да твоим предстательством пособствуеми, ограждаеми крестным знамением и помогаеми Пресвятою Госпожею Девою и Богородицею, поживем в благочестии и чистоте и, тако достигнув вечера жизни нашея, отыдем к незаходимому Свету - Христу, Емуже со Отцем и Духом слава подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Величание

Величаем тя, святителю отче наш Афанасие, и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.