Доброго дня! С церковным новолетием (Индиктом)! Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться,надеяться, верить, любить, терпеть и прощать, во славу Твою, а мне грешному во спасение с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "Черниговская-Гефсиманская", "Александрийская", "Августовская", "Азуровская" (Миасинская), "Всеблаженная", архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прав. Иисуса Навина, прп. Симеона Столпника и матери его Марфы и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою.
Лк. 4, 16-22:
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами.
И все засвидетельствовали Ему это, [Зач. 14.] и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Из Охридского Пролога за 1 сентября
Рассуждение:
В этом міре должны мы употребить всё необходимое для созидания своей души, ибо когда смерть отрешит нас от сего міра, то ничего не понесем мы на тот свет, кроме своей души, – такой, какой мы ее выстроили. Преподобный Симеон Столпник, будучи 18-летним юношей, объятый беспокойством о спасении своей души, пал однажды ниц на землю и вознес молитву к Богу, чтобы Господь указал ему путь ко спасению. И вот, когда долго лежал он в молитве, было ему следующее видение: будто копает он ров для основания какого-то здания. При этом некто призвал его: «Копай глубже!» И опять принялся он копать с еще вящим усилием и напором. Тогда услышал он голос: «Довольно. Прекрати. Теперь что желаешь ты строить – строй, но без труда ни в чем не преуспеешь». Однако те, кто трудится мало и на чувственной мели созидает жизнь своей души, строят здание на песке, и не устоит оно в этом тленном міре, а тем более – в міре оном, нетленном.
Проповедь о Слове – Сыне Божием
В начале было Слово.
Ин. 1:1
Слово, полное разума и смысла, было в начале. Это относится к Божественной природе Господа нашего Иисуса Христа. В начале – подразумевается ли тем самым некое начало Слова Божия? Или какая-то временная дата рождения Сына Божия от Бога Отца? Ни в коем [случае]. Ибо рождение Сына Божия не может иметь ни даты, ни начала, так как время – это условие [бытия] міра тленного, преходящего, и никак не касается оно вечного Бога и не обусловливает собой что бы то ни было в Боге. Можно ли отделить свет от солнца, но чтобы [при этом] солнце осталось солнцем? Можно ли обособить ум от человека, но чтобы человек остался самим собой? Можно ли удалить сладость из меда, но чтобы мед остался медом? Нельзя. Еще меньше можно представить себе Бога, отделенного от Своего Слова, от Слова разумного, от Своего Смысла, от Своей Премудрости, [то есть] Отца, обособленного от Своего совечного Сына.
Нет, братья, речь здесь не о начале [рождения] Сына Божия от Бога Отца, а о начале истории создания міра и [устроения] человеческого спасения. Начало сие – в Слове Божием, в Божием Сыне. Начал Он и сотворение міра, и спасение міра. Кто бы ни говорил либо о создании видимого и невидимого міра, либо о спасении рода человеческого, тот должен начать с Начала. А Начало – это Слово Божие, Божия Премудрость, Сын Божий. Как если бы кто-то, повествуя о неком событии с кораблем на озере, начал бы так: «В начале было озеро, и плыл по нему белый пароход...» – то никто из здравомыслящих людей не поймет слова́: «В начале было озеро» в том смысле, что озеро появилось в тот же самый день, когда и произошло некое событие с кораблем. Посему никто из разумных не должен понимать слова евангелиста Иоанна В начале было Слово так, что якобы в начале [события] сотворения міра Слово Божие произошло от Бога. Как озеро существовало тысячи лет до происшествия с кораблем на нем, так и Слово Божие существовало всю вечность до начала создания [міра].
О Сыне Божий, совечный Отцу и Духу, просвети нас и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
НАЧАЛО ИНДИКТА - ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ
Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?
Историки знают, что инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.
Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счёт времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми» (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73).
В современном русском православном календаре, как уже было сказано, под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).
Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира, 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от сотворения мира, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от сотворения мира, 1-й год индикта; 14 сентября 2017 года = 1 сентября 7526 года от сотворения мира, 11-й год индикта, и т. д. (См. также на сайте понятия Календарь, Новый год, Стиль, Эра.)
Лит.: Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 1.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Икона Богородицы Августовская
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.
В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.
С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...»
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.