С Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Доброго дня! Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоегосвятого Сам води и управляй мною, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "Покров Пресвятой Богородицы", "Люблинская", "Псково-Печерская", "Браиловская", "Касперовская", "Гербовецкая", "Барская", архистратигов Михаила, Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. от 70-ти Анании, прп. Романа Сладкопевца и иных святых сего дня!
Евр., 320 зач., IX, 1-7:
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его..
Из Охридского Пролога за 1 октября
Рассуждение:
Пресвятая Богородица часто являлась святым людям, когда было нужно либо укрепить их в подвиге, либо исцелить от болезни, либо открыть им некую тайну. Два отчасти похожих один на другой случая имели место в святогорской Лавре, а именно: со святым Иоанном Кукузелем и со святым монахом Григорием, только в разное время. По окончании великого Акафиста, совершаемого в святую Четыредесятницу, преподобный Иоанн от утомления опустился на скамью перед Богородичной иконой и тотчас заснул. Тогда явилась ему Пресвятая Пречистая Дева, вся в небесном сиянии, и сказала: «Радуйся, Иоанн! Пой и не переставай петь, – а Я тебя за то не оставлю». При этом Она вложила в руку Иоанна золотую монету. Когда Иоанн пробудился ото сна, монета была у него в руке. Поразительные чудеса совершались после сего как от Богородичной иконы, так и от [этой] золотой монеты. Второй случай произошел с монахом Григорием. Он так же, как и Кукузель, был певчим в церкви. Патриарх Каллист установил, чтобы на литургиях святителя Василия Великого вместо «Достойно есть» пели «О Тебе радуется». Его преемник, патриарх Филофей, отменил это постановление, повелев для краткости всегда петь «Достойно есть». Но однажды накануне Богоявления в присутствии Григория, патриарха Александрийского, [монах] Григорий пропел «О Тебе радуется». После этого немедленно явилась ему Пресвятая Пречистая Дева; также как и Кукузелю, вложила Она ему золотую монету в руку и сказала: «Изрядно благодарю тебя за твое пение в Мою честь». Благодаря этому явлению с той поры было окончательно установлено, чтобы на литургиях святителя Василия Великого всегда пелось «О Тебе радуется».
Проповедь о блаженном муже
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых,
и на пути грешных не ста,
и на седалищи губителей не седе.
Пс. 1:1
Блажен тот [человек], братья, кто не настолько закостенел от грехов, что способен слышать и исполнять совет Божий, о котором возвещали [уста] пророков. Нечестивые же – те, которые, о чем бы ни подумали, всегда идут в мыслях наперекор Богу и вопреки Божией воле. Грешники – те, кто влачится по путям своих вожделений и своих домыслов, в противовес Божию намерению и Божию закону. Губители – те, кто, погубив себя злыми делами, губит и других. Итак, сперва приходит худой помысел (злой совет), затем – злое дело и, наконец, плохой пример (соблазн). Блажен, следовательно, человек, который не ищет совета у нечестивых людей и не соглашается со своими неблагочестивыми помыслами, но в законе Божием находит вдоволь назиданий для всего, что́ ему нужно для спасения. Блажен муж, который ни единожды не ста на те пути, по которым ходят грешники; или если даже встал, то покаялся в этом и возвратился на пути жизни, которые суть от Господа. Блажен муж, который не сидел на арене губителей невинных душ, чтобы своим соблазнительным примером прельщать и низвергать в погибель души чистые и неиспорченные. Ибо о совратителе сказано: Лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18:6).
Братья мои, блаженны все вы – как мужчины, так и женщины, если со всей осмотрительностью уклоняетесь от сих трех зол: от нечестивых помыслов и советов, от греховных дел и не бываете соблазном для других. Все эти три рода зла подобны одной и той же ядовитой змее, способной вырасти из маленькой в огромную.
О Господи благий, Создатель наш, помоги нам Твоей силой и Твоей благостью, чтобы избавились мы от этой лютой ехидны, которую Ты, Владыко Христе, одолел непобедимым оружием Твоего Честного Креста. Помоги нам слышать только Твой совет, шествовать только Твоими путями и просвещаться только Твоим примером. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
Молитва Пресвятой Богородице в праздник Покрова
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.