Евангелие и Апостол дня
Рим. 1:1-7, 13-17
Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, –
всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
Мф. 4:25 - 5:13
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Глава 5
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Свт. Феофан Затворник:
«Берегитесь лжепророков» (Мф.7:15). С начала христианства и доселе еще не было времени, когда бы не имело приложения это предостережение. Господь не указал, каких именно остерегаться лживых пророков, ибо как их определить? Они меняются, как мода, и всякое время порождает своих. Они всегда выступают в одеждах овчих, с видом доброжелательства в поступках и с призраком истины в речах. В наше время одежда их сшита из прогресса, цивилизации, просвещения, свободы мыслей и дел, личного убеждения, не принимающего веры, и тому подобного. Все это льстивая прикрышка. Потому-то, встречая выставку этой одежды, не спеши открывать уха твоего речам одетых в нее пророков. Присмотрись, не кроется ли волк под этой овечьею одеждой. Знай, что Господь единый двигатель к истинному совершенству, единый умягчитель сердец и нравов, единый просветитель, единый дающий свободу и исполняющий сердце ощущениями истины, дающими убеждение, которого ничто в мире не сильно поколебать. Потому, коль скоро заметишь в речах новых пророков какую-либо тень противоречия учению Господа – знай, что это волки-хищники, и отвратись от них.
Из Охридского Пролога за 31 мая:
Рассуждение
Сия жизнь – это духовное ратование, духовная брань. Либо мы в ней победим, либо потерпим поражение! Если победим – будем наслаждаться плодами победы во всю вечность; если проиграем – во всю вечность будем терпеть ужасы поражения. Сия жизнь – это поединок человека со всем тем, что противно Богу. Бог – всемогущий Союзник каждого, кто искренно призывает Его на помощь. «Эта жизнь – не шутка и не игрушка, – говорит отец Иоанн Кронштадтский, – но люди обращают ее в шутку и в игрушку. Легкомысленно играют они с временем, данным нам для подготовки к вечности, забавляются пустыми словами. Собираются в гостях, сидят и празднословят, а затем сидят и играют так или иначе; собираются в театрах и там только развлекаются... Вся жизнь для них – развлечение. Но горе тем, которые только и знают, что развлекаться!»
Проповедь о таинстве елеосвящения
И многих больных мазали маслом и исцеляли.
Мк. 6:13
Так делали святые Апостолы – и нам заповедано делать то же самое. Апостол Иаков пишет нам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14–15). Должно призывать не кого вздумается, а священников, старейшин церковных; следует помазывать не в чье бы то ни было имя (дабы не было знахарства), а во имя Господне; не кто-либо иной воздвигает болящего, а Сам Господь, равно как и не кто-либо иной способен простить ему грехи, как только Господь. Почему [мажут] елеем, а не чем-то другим? Потому что так заповедано – и дабы мы проявили послушание и веру. Почему нам заповедано крещать водой, и миропомазывать миром, и причащать хлебом и вином? Это Божий выбор и Божие смотрение, а наше – слушать и верить. Разные составы употребляются в разных таинствах, но благодать одна, как и Господь один; и все от Господа. Для чего Господу нужно некое вещество, чтобы излить на нас Свою благодать? Вещество нужно не Господу, а нам: пока мы в веществе – нам потребно вещество. Снисходя к нашей немощи, Господь использует вещество. Бесплотным же Ангелам подает Он благодать невещественным образом.
Елей немощен сам по себе, как немощна сама по себе любая материя, но всемогуща Божия благодать. Через елей Господь ниспосылает благодать Духа Своего Святого, и эта благодать исцеляет больных, воздвигает расслабленных, возвращает [рассудок] сумасшедшим.
О братья мои, сколь неизреченна благость Божия! Чего только не сотворил для нас Господь! Чего бы еще могли мы пожелать? Все наши нужды знал Он наперед и для всех для них загодя приготовил врачевания. От нас же ждет Он только [того], чтобы верили мы Ему и исполняли Его повеления. Не постыдно ли и не бессовестно ли для нас, что зачастую мы более тщательно следуем предписаниям врачей – человеков, как и мы, смертных, – а заповедями бессмертного Бога пренебрегаем?
Господи всеблагий, растопи каменные сердца наши силой Твоей благодати, дабы прежде смертного часа смогли мы проявить должную благодарность к Тебе – к Тебе, о всеблагий и всемудрый Боже наш! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ, ИГУМЕН ГЛУШИЦКИЙ
Родился в 1362 г. в окрестностях Вологды и во Святом Крещении был назван Димитрием. С юных лет возлюбил он иноческое житие. Оставив родительский дом, он подвизался иноком в Спасо-Каменном монастыре, где принял монашество с именем Дионисий.
В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел здесь 9 лет. Отсюда вместе с иноком Пахомием, ища безмолвия, преподобный Дионисий перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший общежительный монастырь. Здесь святой жил как пустынник, проводя строгую, суровую, подвижническую жизнь. В 1403 г. св. Дионисий устроил еще одну общежительную обитель, а в 4-х верстах от нее – другую, названную Сосновцем.
Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. За 7 лет до своей кончины св. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти. Скончался он в 1437 году на 75-ом году жизни.
Тропарь преподобному Дионисию, игумену Глушицкому, глас 1
Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́емь,/ Диони́сие преподо́бне,/ вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев,/ Христа́ еди́наго возлюби́л еси́/ и Сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́лся еси́,/ со зверьми́ живы́й, весь Христо́ви./ Отону́дуже и Всеви́дящее О́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с и по преставле́нии обогати́л тя есть./ Те́мже вопие́м ти:/ моли́ непреста́нно о всех нас,/ честну́ю па́мять твою́ при́сно// в пе́снех почита́ющих.
Перевод: Любовью к Богу с юности разжигаем, Дионисий преподобный, все земные блага возненавидев, Христа единого ты возлюбил и ради Него поселился во внутреннюю пустынь, и жил со зверями, весь Христов. Поэтому Всевидящее Око, увидев твои труды, по преставлении обогатил тебя даром чудотворений. Потому взываем к тебе: «Моли непрестанно обо всех нас, почитаемую твою память всегда в молитвенных песнопениях прославляющих».
Тропарь преподобным Амфилохию, Макарию, Тарасию и Феодосию Глушицким, глас 8
Свети́льники све́тлыя я́вльшеся,/ добро́ту земну́ю му́дренно оста́вльше,/ и идо́ша во вну́треннюю пусты́ню, Амфило́хие, Мака́рие, Тара́сие и Феодо́сие,/ смире́ние и вся́кую доброде́тель извы́кше,/ и обрето́ша безсме́ртие,/ посто́м и бде́нием и про́чим воздержа́нием себе́ принося́ще Христу́,/ и ны́не на Небесе́х Престо́лу Христо́ву предстои́те./ Моли́те, отцы́ Богому́дрии, Амфило́хие, Мака́рие, Тара́сие и Феодо́сие,/ умири́ти мир и спасти́ся душа́м пою́щих вас,/ и согреше́ний оставле́ние дарова́ти// чту́щим всечестну́ю па́мять ва́шу.
Перевод: Вы явились яркими светильниками, с мудростью оставив земные блага и уйдя во внутреннюю пустынь, Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий, научившись смирению и всяческим добродетелям и обретя бессмертие, постом, бдением и прочим воздержанием принося себя Христу, и сейчас на Небесах вы предстоите Престолу Христову. Молите, отцы Богомудрые, Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий, мир умиротворить и спастись душам, прославляющим вас, и даровать прощение согрешений почитающим всечестную память вашу.
Кондак преподобному Дионисию, игумену Глушицкому, глас 8
Все твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в,/ Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́, в пусты́ню всели́вся,/ и, та́мо а́нгельски пожи́в, мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию;/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́ просла́ви и да́ром чуде́с обогати́./ Те́мже вси вопие́м ти:// ра́дуйся, Диони́сие преподо́бне, пусты́нный жи́телю.
Перевод: Всю твою духовную волю устремив к Богу, ты последовал Ему необратимо, поселился в пустыни, и, там прожив подобно Ангелам, ты был для многих путем ко спасению. Потому и Христос тебя прославил и обогатил даром чудотворений. Вот и мы все взываем к тебе: «Радуйся, Дионисий преподобный, житель пустыни».
Кондак преподобным Амфилохию, Макарию, Тарасию и Феодосию Глушицким, глас 8
Я́ко незаходи́мая свети́ла мы́сленнаго Со́лнца,/ просвети́сте вселе́нную,/ и ве́рных ду́ши и телеса́ луча́ми чуде́с ва́ших озаря́юще,/ незави́стно подава́ете от неду́г исцеле́ние./ Те́мже, соше́дшеся, ве́рою, вас в пе́снех восхваля́ем,/ я́ко на́ши прему́дрыя наста́вники и к Бо́гу хода́таи,/ и непреста́нно вопие́м: ра́дуйтеся, отцы́ Богому́дрии// Амфило́хие, Мака́рие, Тара́сие и Феодо́сие.
Перевод: Как незаходящие светила духовного Солнца, вы просветили вселенную и, озаряя души и тела верующих лучами ваших чудес, вы щедро подаете исцеление от болезней. Потому, собравшись, с верой, вас в молитвенных песнопениях прославляем, как наших премудрых наставников и ходатаев к Богу, и не переставая взываем: «Радуйтесь, отцы Богомудрые, Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий».