13 сентября праздник Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме (395–408)

13.09.2021
 
С праздником Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы!  Доброго дня всем, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, ангелов хранителей наших и проч. святых Небесных Сил, сщмч. Киприана и иных святых сего дня! 
2-е посл. к Коринфянам св. ап. Павла Гл. 8 (7-15): 
А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- так изобилуйте и сею добродетелью. Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
От Марка св. Благовествование Гл. 3 (6-12): 
Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
Из Пролога: август 31 день: 
Милостыни, которые раздаем мы нищим, приемлет Сам Христос и за оные воздает сторицею. (Слово о милостивом Соломоне, яко даяй нищему милостыню Богу взаем дает и сторицею приимет) Святый Василий Великий, в слове на богатящихся, беседуя о пользе милостыни, между прочим, говорит: «Милости к дающим возвращаются; дал богатый алчущему – о своей пользе постарался, ибо что ты дал, со избытком получишь. Великое дело есть милосердие; ибо приемлет Сам Христос, на небеси сидящий, что получает от рук твоих бедный, на земле лежащий» (на богатящихся). Подобно сему, о пользе милостыни учит и другой вселенский учитель, св. Златоуст. «Великая есть вещь – человек, – говорит он, – и драгоценная – муж милосердый. Сие есть большая благодать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а там Он тебе» (Бесед. 36 к народу). Справедливо же ли так учат св. отцы? Правда ли, что когда мы подаем что-либо нищим, то о своей пользе стараемся? И, когда что отдаем им, то и опять с избытком получаем? В Иерусалиме жил человек, именем Соломон. Проходя однажды по городу, он встретил нищего и, сжалившись над ним, снял с него рубище, отдал ему, вместо его, свою одежду и продолжал путь свой. Вскоре после этого однажды, во время жатвы, вечером, когда Соломон задремал, то он увидал себя в некотором чудном доме, в котором был великий свет; а около дома были сады, наполненные благовонными растениями, ветви которых склонялись до земли. Разнообразные птицы, сидевшие на верху их, наполняли воздух своим пением, и оно было настолько громогласно, что, казалось, можно было слышать оное от земли до неба. И легкий ветер колебал деревья в этих садах. Когда Соломон созерцал все это, подошел к нему некто и сказал: «Следуй за мною». Соломон пошел, и они пришли к столпу, покрытому золотом, а от него увидали двери, которые вели к другим, прекрасным палатам, украшенным драгоценными камнями. И вот, из этих палат вышли четыре Ангела, блиставшие, как солнце, и каждый из них держал по ковчегу. Ангелы подошли к Соломону и, ставши против него, поставили пред ним те ковчеги. И муж прекрасный вышел из палат тех и сказал Ангелам: «Покажите человеку сему, что принесла ему одежда, которую он отдал нищему». И Ангелы открыли один из золотых ковчегов и, разложив пред Соломоном драгоценные одежды, сказали: «Господин Соломон, нравятся ли тебе эти одежды?» Он отвечал: «Я недостоин взглянуть и на тень их». И показали ему еще множество разнообразнейших и драгоценных одежд, числом до тысячи. И еще сказали ему: «Дающий нищему сторицею приимет и живот вечный наследует». И сказал также ему Повелевавший Ангелам: «Вот сколько, Соломон, Я приготовил тебе благих, за одну одежду, которою ты одел Меня, видев нагим! Итак, иди и поступай так же, и воздается тебе сторицею». Соломон со страхом и радостью воскликнул: «Неужели, Господи мой, столь великое воздаяние ожидает тех, которые творят милостыню?» Повелевавший Ангелам сказал: «Да, всякий, подающий милостыню, сторицею приимет и жизнь вечную наследует. И еще говорю тебе: не раскаивайся о розданной милостыне и не укоряй нищего, чтобы не лишиться награды». Услышав это, Соломон пробудился и дивился бывшему ему страшному видению. Вставши со своего ложа, он сказал: «Если так сказал мне Господь, то и другую одежду отдам нищему». В следующую ночь видение повторилось, и, после сего последнего, Соломон раздал имение свое нищим и, оставив мир, «бысть, – сказано, – черноризец чуден». Итак, несомненно правду говорят святые отцы, что когда мы подаем что-либо нищим, то о своей пользе стараемся, и когда что отдаем им, то и опять с избытком получаем. Да, впрочем, и может ли быть иначе, когда, подавая что-либо бедному, мы, в то же время, вручаем оное и Самому Богу? Может ли что за Ним пропасть? Может ли что Он не возвратить? Нет, ибо слушайте, что говорит блаженный Августин от лица Божия: «Аз, рече Господь, восприял, Аз воздам: взалкахся, и даете Ми ясти и проч. Землю Я восприял, воздам небо; временное восприял, воздам вечное; хлеб получил, хлеб и отдам, но небесный и вечный; гостиницу получил, дом отдам; находясь в болезни, посещен был, спасение воздам; в темнице бых и посещен был, воздам свободу». Поэтому, если будете милостивы, то знайте, что Сам Бог вам будет порукою, что ваше не пропадет; все воспомянется Им на суде Его, за все примете сторицею и живот вечный наследуете. И как сладостно будет услышать всем милостивым вожделенный оный глас: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира! Аминь.
 
ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМ ВЛАХЕРНСКОМ ХРАМЕ
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.
Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.
В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии.
Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.
Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4
Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.
Ин кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 2
Богоприя́тное Твое́ чре́во, Богоро́дице,/ объе́мший по́яс Твой честны́й,/ держа́ва гра́ду Твоему́ необори́ма/ и сокро́вище есть благи́х неоску́дно,// еди́на ро́ждшая, Присноде́во.