Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, ап. Иакова Зеведеева, свт. Игнатия Брянчанинова и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Св. Павел вначале так ревностно защищал ветхозаветные порядки потому, что искренно был уверен, что на то, чтобы те порядки стояли неизменно, есть непреложная воля Божия. Не потому ревновал, что то была отеческая вера, но потому, что ревнуя службу Богу приносил. В этом был дух его жизни - Богу себя посвящать и все силы обращать на угодное Ему. Потому для обращения его или для того, чтобы заставить его не стоять так за ветхозаветие, а стать, напротив, на сторону новозаветия, достаточно было осязательно показать, что Бог не хочет уже ветхого завета, а хочет нового, все благоволение Свое от первого перенес ко второму. Это и совершило в нем явление ему Господа на пути. Тут ясно стало для него, что он не туда обращает свою ревность, куда следует, и что действуя так, не угождает Богу, а идет против воли Его. Это узрение положения дел, при помощи благодати Божией, тотчас изменило его стремления, и он воззвал: "Господи, что повелишь мне делать?" И с этого момента всю свою ревность обратил уже на то, что ему указано было, и всю жизнь не забывал этого события в жизни своей, но благодарно вспоминая его, возгревал тем ревность свою - не щадя сил, работать для Господа Спасителя своего. Так действуют и так следует действовать и всем, искренно обратившимся к Господу.
Дея. 8, 40- 9,19: 40
А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.
Гл. 9: 1 - 19
Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился.
Ин. 6, 48-54
Я есмь хлеб жизни.
Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Из Охридского Пролога за 30 апреля:
Рассуждение
Некий благочестивый старец возлег на смертный одр. Друзья обступили умирающего и плакали о нем. Но вдруг старец трижды рассмеялся. Спросили его иноки, отчего ему так весело. Старец ответил: «В первый раз засмеялся я оттого, что вы боитесь смерти; во второй – что не готовы вы к ней; в третий раз – что перехожу я от трудов в покой».
Смотрите, как умирает праведник! Не страшится он смерти, он готов к ней и видит, что через смерть совершается переход из многотрудной жизни в вечный покой. Если представить природу человека в первозданном, райском состоянии, то смерть столь же неестественна, сколь неестественен и грех. От греха и произошла смерть. Покаявшийся и очищенный от греха человек считает смерть не уничтожением, а вратами в бессмертную жизнь. Но если когда-то праведники [и] просили Бога продлить им земную жизнь, то это было не от любви к сей жизни и не от страха смертного, а только оттого, что [хотели они] получить больше времени для покаяния и очищения от греха, дабы предстать пред Богом как можно более безгрешными и чистыми. И если когда-либо обнаруживали они страх перед смертью, то это был страх не в ожидании смерти, а в преддверии Божиего Суда. Какой тогда страх должен охватывать перед смертью нераскаянных грешников?!
Проповедь об осиянии Христом
«Встань, спящий, и воскресни из мертвых,
и осветит тебя Христос».
Еф. 5:14
Святой апостол Павел, как и все прочие Апостолы и христианские святые, если учит чему-то других – учит по собственному своему опыту. Ибо Христова вера – это опыт, навык, а не теория и не людское мудрование. [Ведь] и Павел, пока противился он христианской вере, возлежал в духовной дремоте и духом был мертв. Но он пробудился, и встал, и воскрес духом – и осветил его Христос. Знает [и помнит] он себя и духовно спящим, и проснувшимся, и вставшим, и Духом воскресшим, то есть тогда, когда сподобился он Христова осияния. То, что знает он о себе как о христианине, [этому] назидает и других... Как Апостол зрит он себя в великом свете и верит, что и все прочие люди, если захотят, смогут стать такими же светлыми, как и он. [Ибо] не его это свет, а Христов; его же – только любовь, сообразная этому свету.
Впрочем, Христово осияние необходимо человеку [и] в начале, [равно] как и в конце. Ибо без Христова света не может человек ни пробудиться, ни встать, ни воскреснуть из мертвых, [равно как] и после [этого] не способен он сам по себе ни жить в вере, ни умереть в надежде. Христос необходим в начале, [равно] как и в конце. Как утопающему ребенку нужна родительская рука – и чтобы вытащить его из воды, и чтобы потом вести по суше, удерживая его, чтобы он опять не упал в реку, – так и Владыка Христос необходим утопающим в водах греха. [Ведь] и сам Апостол, приняв Христово осияние в начале, на пути в Дамаск, получал его и впоследствии. Первое осияние – обращение ко Христу, второе – утверждение себя во Христе. Первое осияние все мы получаем через крещение, а последующие – через веру и исполнение Господних заповедей. Все же те, кто не имеют Христова осияния либо имели его и утратили, подобны дремлющим, подобны мертвым.
О Господи благий, пробуди нас, воздвигни нас, воскреси нас, ибо ничто из этого без Тебя нам не по силам. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
АПОСТОЛ ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ
Святой апостол Иаков Зеведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду.
Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим, Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.
Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу (40 - 44) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: "Мир тебе и прощение". Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме.
Тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова, глас 3
Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Святой апостол Иаков, моли Милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.
Ин тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова, глас 3
Апо́стол Христо́в был еси́ избра́нный/ и Богосло́ву возлю́бленному брат единоро́дный,/ всехва́льне Иа́кове,/ пою́щим тя грехо́в оставле́ние испроси́// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Ты был избранным Апостолом Христовым и родным братом любимого ученика Христова, Иоанна Богослова (Ин.13:23), испроси прощение грехов прославляющим тебя и душам нашим великую милость.
Кондак апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова, глас 2
Глас Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Христу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.
Перевод: Голос Бога услышав, призывающий тебя, ты оставил любимого отца своего и пришел ко Христу, Иаков, с родственником твоим, достойный славы, с ним же удостоился видеть Божественное Преображение Господа.
Молитва апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова
О, вели́кий и возлю́бленный Апо́столе Христо́в Иа́кове! Приими́ на́с, гре́шных, под твое́ си́льное заступле́ние прибега́ющих. Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми Кро́вь Свою́ за ны́, непотре́бныя рабы́ Своя́, излия́л еси́, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует на́с и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й: да да́рует на́м здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я на́с обраща́ти о́ная во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего, по кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея от немилосе́рдых истяза́телей на возду́шных мыта́рствах да изба́вит на́с, и та́ко да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма. О вели́кий Иа́кове! Сохрани́ вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския, хра́м се́й, служа́щих и моля́щихся в не́м, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви на́с от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от на́с пра́ведный гне́в Бо́жий, и Его́ милосе́рдие на́м испроси́, да вку́пе с тобо́ю сподо́бимся прославля́ти в невече́рнем дни́ Пресвято́е И́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова
Велича́ем тя́, апо́столе Христо́в Иа́кове, и чти́м боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.