Евангелие и Апостол дня
Еф. 5:8-19
Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: [Зач. 229.] поступайте, как чада света,
потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Испытывайте, что́ благоугодно Богу,
и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
Мф. 18:10-20
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.
Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.
[Зач. 76.] Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Свт. Феофан Затворник:
«Не заботьтесь» (Мф.6:31). Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Забота такая – болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на Промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами. Сцепился он сердцем с тем, что имеет, и на нем почивать думает, как на прочной основе. Любоимание связало его, и он только и думает, чтоб побольше забрать в свои руки. Мамон этот стал ему вместо Бога. А ты трудиться – трудись, а заботою злою себя не томи. Жди успеха всякого от Бога и в Его руки предай участь свою. Все добываемое принимай, как дар от руки Господа, и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедродательности. Знай, что одна минута – и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя? Итак, не заботьтесь!
Из Охридского Пролога за 30 мая:
Рассуждение
Слово Божие – [это] пища для души. Слово Божие – [это] и сила, и свет для души. Кто читает слово Божие, тот подает своей душе пищу, силу и свет. Кто только может, тот обязан читать слово Божие в Священном Писании; а кто не может, тот должен слушать читающего. Преподобный Серафим Саровский поучает: «Душу надобно снабдевать словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, – это хлеб ангельский, которым питается душа, алчущая Бога. Но больше всего подобает читать Новый Завет и Псалтырь. От этого приходит просвещение разума... Весьма полезно читать слово Божие наедине и прочесть всю Библию с пониманием. За один такой подвиг, помимо прочих добрых дел, Господь подает человеку Свою милость и наполняет его даром разумения. Когда человек снабдит свою душу словом Божиим, тогда наполняется разумением того, что есть добро, а что есть зло».
Проповедь о таинстве рукоположения
И сии, помолившись Богу,
возложили на них руки.
Деян. 6:6
Возлагая свои руки на избранных верующих, Апостолы поставляли епископов, священников и диаконов. Из этого очевидно, что христианская вера – это не только учение, но и сила. Не довлеет только знать, надо и силу иметь. И не достаточно быть избранным только людьми, но надлежит получить утверждение и от Бога. Если бы для священнического сана не нужна была сила, то излишне было бы и возложение рук; довольно бы было одного только научения из уст в уши. Возложение же рук означает передачу прав и низведение силы на избранного. А сила – в благодати Божией, которая утверждает человека, освящая и просвещая его. Именно Божия благодать есть та [сила], которая учит, руководствует, пастырствует и укрепляет таинствами стадо Христово. Священник – это сосуд сей неизреченной, страшной и вседовлеющей благодатной силы. Благо священнику, понимающему, сокровищницей какой драгоценности он стал! Благо ему, если страх Божий день и ночь не оставляет его до последнего издыхания! Нет на земле ни большей чести, ни вящей ответственности, нежели сан и служение иерейское. [Через] возложение рук епископа священник приводится в связь с небесным, вечным источником благодати и с апостольской властью. В силу этого он становится сотаинником благодати и сослужителем всех православных священников со времен апостольских и поныне: [всех] великих иерархов, бесчисленных святителей, исповедников, чудотворцев, подвижников и мучеников. Его благоукрашает их достоинство, но обременяют их заслуги, их пример, их укоризны.
О братья мои, велико и превелико служение пастыря над словесным Христовым стадом. Обо всех должен он молиться Богу, но и все верные обязаны молиться Богу о нем.
О Господи, Верховный Архиерей, поддержи православных священников благодатью Духа Твоего Святого, утверждая их в силе, в мудрости, в чистоте, в ревности, в кротости, во всякой апостольской добродетели. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).
Молитва Святому Духу
Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.