Свт. Феофан Затворник:
Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда по благодати Божией такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить, – бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая как огонь жжет бесов и как стрела отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали с своими предложениями, вбрасывает воспоминание о прежних удовольствиях и взывает к ним. Не поостерегись только покаянник – от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобство. Представься оно, и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный.
Рим. 15:7-16
Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то́ буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
И еще: хвали́те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Мф. 12:38-45
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
Апп.: 1 Кор. 4:9-16
Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Мк. 3:13-19
Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
и Иуду Искариотского, который и предал Его.
Из Охридского Пролога за 30 июня
Рассуждение
Забота о благе всех людей! Она наполняла возвышенный дух и благородные сердца святых Апостолов. В сочинении об апостоле Павле святой Златоуст именует его «[все]общим отцом міра». «Словно сам родил он весь мір, – говорит Златоуст, – так он [о нем] беспокоился, заботился, старался всех ввести в Царство». И действительно, превелико сие имя: «[все]общий отец міра»; и если бы кому-то после Бога [и] можно было его присвоить, так это только Христовым Апостолам. Прилагая родительское попечение обо всей вселенной, они и вправду явились «[всеобщими отцами міра». На земле много матерей, которые меньше хлопочут о благосостоянии своих детей, нежели Апостолы заботились о благе своих врагов и гонителей. Своего самого злобного противника, Симона волхва, апостол Петр дважды спас от смерти: в первый раз – когда народ хотел его сжечь, а во второй – когда его хотела разорвать собака. И подумайте только, как мір отплатил этим своим благодетелям? – Как самым свирепым разбойникам и злодеям! О, как справедливы слова святого Киприана, глаголющего: «Пока мы в теле, с нами, христианами, бывает всё то же самое, что и с язычниками: разница только в духе».
Проповедь о силе и действии добрых дел
Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы,
делая добро, заграждали уста невежеству
безумных людей.
1Пет. 2:15
Трудно, братья, спорить, с безбожником; трудно разговаривать с безумным; трудно убеждать озлобленного. [Человека] безбожного, безумного и озлобленного ты едва ли усовестишь словами. Скорее убедишь ты их делами – дабы увидя добрые дела ваши, прославили они Бога [в серб. букв.: да видят они ваши добрые дела и да славят Бога. – Пер.; 1Пет. 2:12]. Сделайте доброе дело тем, кто хочет с вами спорить, – и вы одержите верх в споре. Одно дело милосердия скорее вразумит безумного и укротит озлобленного, чем многие часы бесед. Если безбожие, безумие и озлобление проистекают от невежества, то невежество сродни бешенству, которое быстрее всего можно обуздать благодеяниями. Если же с безбожником ты споришь его же способом [то есть выходя из себя. – Пер.], то этим ты лишь усиливаешь буйство нечестия. Если ты беседуешь с безумным издевками, то мрак безумия [от этого] только сгущается. И если злобного ты полагаешь убедить гневом, то тем самым лишь [еще] сильнее воспламеняешь жар злобы. Кроткое и доброе дело – [это] как вода в бушующее пламя. Всегда помни о святых Апостолах и об их успешных путях общения с людьми. Если безбожник бросает тебе вызов, то это делает не человек, а диавол; человек же по природе благочестив. Если поносит тебя безумный, то ругательства исходят не от него, а от диавола; человек же по природе разумен. Если преследует тебя озлобленный, то гонит тебя не человек, а диавол; человек же по природе благ. [Именно] диавол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры, а от доброго дела он убегает. Сделай доброе дело во имя Христово – и диавол побежит [от тебя]; и тогда только ты будешь иметь дело с людьми, с настоящими людьми: богобоязненными, умными и добрыми. Но всё, что́ делаешь, делай во имя Господне.
Господи преблагий, помоги нам творить добро и добрым[и делами] побеждать [противников] во имя Твое. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СОБОР СВЯТЫХ СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ 12-ТИ АПОСТОЛОВ
Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67). Сведения о каждом апостоле приведены в день его сугубой памяти.
Святой благоверный царь Константин Великий (306–337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.
1 |
Андрей Первозванный († 62) |
13 декабря |
2 |
Петр (до призвания Симон) († ок. 67) |
29 января – Поклонение честны́м веригам |
3 |
Иоанн Богослов, евангелист († нач. II в.) |
21 мая |
4 |
13 мая |
|
5 |
Филипп († I) |
27 ноября |
6 |
Варфоломей (Нафанаил) († I) |
5 мая |
7 |
29 ноября |
|
8 |
22 октября |
|
9 |
2 июля |
|
10 |
Фома Дидим (Близнец) († I) |
Неделя 2-я по Пасхе |
11 |
Симон Зилот, Кананит († I) |
23 мая |
12 |
Матфий († ок. 63) |
22 августа |
Тропарь Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 4
Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.
Кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 2
Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в преизря́дна,/ и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь;/ и́хже па́мять соверша́юще ве́рно,// сих Просла́вльшаго прославля́ем.
Перевод: В сей день Камень – Христос прославляет торжественно камень веры, – превосходнейшего из учеников, и с Павлом весь двенадцатичисленный сонм, чью память совершая с верою, мы их Прославившего прославляем.
Ин кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 2
Петра́, ве́рнии, ка́меня ве́ры, похва́лим/ и Па́вла Богому́драго,/ созыва́ют бо всех пра́здновати ве́рою,/ собо́рне вку́пе вся двана́десяте, я́ко пропове́дники ве́ре,// прося́ща грехо́в оставле́ния.
Молитва славным и всехвальным 12-ти апостолам
Влады́ко всемогу́щий, Го́споди Бо́же наш, избра́вый возлю́бленныя Своя́ ученики́ и Апо́столы на про́поведь спасе́ния всему́ ми́ру, да́вый им власть отпуща́ти грехи́, приими́ хода́тайства их о ро́де челове́ческом, его́же и суди́ти с ни́ми и́маши, тех са́мых, я́ко друго́в Твои́х, нам зело́ че́стных, дерза́ем, недосто́йнии, в предста́тельство к Тебе́, многопоспешеству́ющее ко спасе́нию душ на́ших, приводи́ти, моля́щи их усе́рдно. Святи́и первоверхо́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, евангели́сти Христо́вы Иоа́нне Богосло́ве и Матфе́е, первозва́нный учениче́ Андре́е, водруже́нием Креста́ Росси́ю благослови́вый, апо́столи святи́и Иа́кове, бра́те Госпо́день, со други́м Иа́ковом, Фили́ппе, Варфоломе́е, Фомо́, Си́моне, Иу́до и Матфи́е! Вси святи́и Богоизбра́нии апо́столи, изря́днейшии уго́дницы Христо́вы, безбо́жия искорени́телие и ве́ры и́стинныя насади́тели, помози́те нам мо́щным ва́шим пред Го́сподом хода́тайством, изба́витися от вся́каго зла и вра́жия ле́сти, тве́рдо сохраня́ти преда́нную ва́ми ве́ру Правосла́вную, в не́йже ва́шим предста́тельством ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емего Бо́га, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.