Доброго дня! Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Гавриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, ап. Андрея Первозванного и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
"Дом Мой есть дом молитвы". И точно, только войди в храм, и уж позывает тебя на молитву. Все тут так расположено и так делается, чтоб располагать и споспешествовать молитве. Потому, если хочешь возгреть молитву в сердце своем, ходи чаще в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме. Есть такие, которые и дома тепло молятся, но если дома так, то насколько выше того в храме? Но бывая в храме, не телом только бывай в нем, а более духом. Стань, где потише, и зря умом Господа перед собою, изливай перед Ним душу свою. Мечтания разгоняй, забот не допускай, и одному делу внимай - делу молитвы. Поднимай тяжелую душу горе, и дебелость ее разбивай созерцанием вещей Божественных. Если есть что за тобою, сними с себя покаянием и обетом исправления. Если совесть не сыта, подбавь дел самоотвержения и любви. Стоя в храме, заготовляйся и на все время как будешь вне храма, не отступать от Господа мыслью, а всегда видеть Его перед собою, чтоб не подвиглись стопы твои с правого пути на неправый. От этого, когда придешь в храм, тебе легче будет держать себя в нем как должно. А от достодолжного пребывания в храме, опять легче будет тебе удержать внимание перед Господом, когда будешь вне храма. . . И так пойдет все выше и выше расти твое пребывание в Господе, а больше этого чего еще желать?
2 Тим. 3, 16-4, 4:
Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням...
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Лк. 19, 45-48:
И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Из Охридского Пролога за 30 ноября
Рассуждение:
«Апостолам дано всё», – говорит святитель Иоанн Златоуст. То есть все дарования, вся сила, вся полнота благодати, вообще подаваемая от Бога верующим. Видим мы это и из жизни великого апостола Андрея Первозванного, ибо он – и апостол, и благовестник, и пророк, и пастырь, и учитель (Еф. 4:11). Как благовестник пронес он благую, евангельскую весть по всем четырем сторонам света; как пророк – предрек крещение русского народа и величие Киева как города и как христианского центра; как пастырь – учредил и обустроил многие Церкви; как учитель – неустанно наставлял людей вплоть до своего креста и даже с креста, до последнего издыхания. Сверх всего, был он и мучеником. Причем всё это – по [такому] дару Духа Святого, который дан не каждому. Иными словами, зрим мы в этом апостоле, как и во всех прочих, всю полноту благодати Святого Духа.
О том же, что [действию] благодати следует приписать всякое великое дело, совершенное каким-либо Христовым последователем, свидетельствует нам святой Фрументий. Вернувшись из Александрии в Абиссинию как рукоположенный епископ, начал он творить предивные чудеса, тем [самым] обращая в веру огромное множество народа. Тогда изумленный царь спросил его: «Столько лет доселе жил ты с нами, и никогда мы не видели, чтобы сотворил ты некое чудо. Откуда у тебя это теперь?» На что блаженный Фрументий ответил царю: «Не мое это дело, а действие благодати священства». И тогда святитель [поведал и] пояснил царю, как ради Христа [оставил он] родителей, пренебрег браком и всем міром и как через рукоположение от святителя Афанасия принял благодать священства – благодать чудотворную.
Проповедь о невежестве и окаменении язычников
Прочие народы поступают по суетности ума своего,
будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни
Божией, по причине их невежества
и ожесточения сердца их.
Еф.4:17–18
Что такое суетность, братья мои? Всё, что рассматривается и оценивается вне Бога, в отрешенности от Бога, [а также всё, что́] употребляется без страха Божия. Что такое суетность ума, братья мои? [Это значит] жить и изъяснять жизнь не по Божию закону, а по своим мимолетным помыслам и желаниям. Отчего, братья, приходит это зло к людям? В первую очередь – от окаменелости сердца, а затем и от пребывающего в нас невежества. Что значит, братья, окаменение сердца? Это сердце, изгнавшее из себя Божию любовь и Божий страх и наполнившее себя похотливостью и страхом перед всем, что́ касается [букв.: ради. – Ред.] тела. Что рождается, братья, от ожесточения сердца? Неведение, полное незнание Божественных предметов, Божественных путей и законов – предельное отупение к духовной жизни и духовному мышлению. Каково, братья, конечное следствие окаменения сердца и неведения Божественных истин? Помрачение смысла и отчуждение от жизни Божией. Помрачение смысла означает, что ум человека становится мрачным, как и плоть, а свет, который в человеке, делается тьмой. О, сколь [мрачна] сия тьма! Помраченный смыслом – это помраченный разумом. Помраченный же разумом не ведает смысла ничего из сущего либо отрицает такой смысл. Такой [пребывает] в отчуждении от жизни Божией, иссушаясь и погибая, как часть тела, отсеченная от всего организма. Таковы суть язычники, таковы безбожники, таковы, наконец, маловеры или лжехристиане. Впрочем, и сухое дерево, если полить его животворящей Христовой водой, оживает и зеленеет. И засохший языческий мір воскрес и ожил Владыкой Христом. А тем более оживут и воскреснут и кающиеся христиане-грешники.
Вглядимся в самих себя, братья мои. Будем себя исследовать изо дня в день. Ежечасно станем задавать себе вопрос: не поддались ли и мы суетности ума, не помрачились ли в разуме и не пребываем ли в отчуждении от жизни Божией? Скоро [грядет] смерть, и конец, и суд. Засохшие деревья будут брошены в неугасимый огонь.
О Господи Иисусе, ум наш и жизнь наша, помоги нам мудрствовать Тобой и жить с Тобой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра (Ин. I, 35 - 42). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий.
После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью.
На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.
Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+ 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.
Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея.
Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4
Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Как призванный первым из апостолов, и верховного Петра родной брат, Владыку всего мира моли, Андрей, да дарует Он мир вселенной и душам нашим великую милость.
Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2
Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.
Перевод: Соименного мужеству (от др.греч. Ἀνδρέας — мужественный) Богопроповедника и призванного первым из учеников Спасителя, родственника Петра восхвалим; ибо он, как некогда ему, и ныне нам возгласил: «Придите, мы нашли Желанного!» (Ин.1:40-41).
Молитва апостолу Андрею Первозванному
Первозва́нне апо́столе Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Це́ркве после́дователю верхо́вный, всехва́льне Андре́е, сла́вим и велича́ем апо́стольския труды́ твоя́, сла́дце помина́ем твое́ благослове́нное к нам прише́ствие, ублажа́ем честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́, лобыза́ем свяще́нныя мо́щи твоя́, чтим святу́ю па́мять твою́ и ве́руем, я́ко жив Госпо́дь, жива́ же и душа́ твоя́ и с Ним во ве́ки пребыва́еши на Небеси́, иде́же и лю́биши ны то́южде любо́вию, е́юже возлюби́л еси́ нас, егда́ Ду́хом Святы́м прозре́л еси́ на́ше е́же ко Христу́ обраще́ние, и не то́чию лю́биши, но и мо́лиши о нас Бо́га, зря во Све́те Его́ вся ну́жды на́ша. Та́ко ве́руем и та́ко сию́ ве́ру на́шу испове́дуем во хра́ме, и́же во и́мя твое́, святы́й Андре́е, пресла́вно созда́ся, иде́же святы́я мо́щи твоя́ почива́ют; ве́рующе же, про́сим и мо́лим Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми, я́же при́сно послу́шает и прие́млет, пода́ст нам вся потре́бная ко спасе́нию нас гре́шных; да я́коже ты а́бие по гла́су Го́спода, оста́вль мре́жи своя́, неукло́нно Ему́ после́довал еси́, си́це и ки́йждо от нас да и́щет не свои́х си, но е́же к созида́нию бли́жняго и о го́рнем зва́нии да помышля́ет. Иму́ще же тя предста́теля и моли́твенника о нас, упова́ем, я́ко моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание апостолу Андрею Первозванному
Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве.