Свт. Феофан Затворник:
«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8:17). Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, Им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать – она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец...
Апостола Павла 2-е послание к коринфянам
2 Кор. 5:1-10
Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
только бы нам и одетым не оказаться нагими.
Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, –
ибо мы ходим верою, а не ви́дением, –
то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.
Евангелие по Луке
Лк. 8:16-21
Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.
И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Из Охридского Пролога за 30 октября
Рассуждение
Великий сын Православной Церкви, король Милутин спас Балканы от порабощения унией. В тот момент, когда византийского императора подвела совесть [букв.: когда у византийского императора ослабла совесть. – Пер.], сей доблестный и богоносный король славянский решительно восстал против латинства и с Божией помощью спас Православие не только в своей стране, но во всех балканских землях. Кто пристальнее исследует жизнь святого короля Милутина, тот поймет, почему Бог подавал ему удачу за удачей на протяжении всей жизни и во всех делах. Когда Милутин взошел на престол, то немедленно дал Богу обет, что построит столько церквей, сколько лет будет править. Был он королем 42 года и воздвиг 42 храма. При неких церквах, как, например, в Солуни и Царьграде, соорудил он и больницы для бедных людей, где лекарская помощь оказывалась им бесплатно. Кроме того, особенно любил он расточать свое громадное состояние на сирот. Нередко по ночам сей могучий и богатый король переодевался в платье бедняка и с двумя-тремя своими слугами обходил народ, расспрашивая о людских невзгодах и щедро одаривая нуждающихся. Посреди своих огромных богатств жил он вполне непритязательно и патриархально, хотя [совсем] не таким представал пред иностранцами. К скромной жизни привык он еще в доме своего отца, короля Уроша. Рассказывают, как царь Михаил Палеолог отправил свою дочь Анну с посольством ко двору короля Уроша, предлагая ее в жены королевичу Милутину, – лишь бы только заполучить так[им образом] сербского короля себе в союзники для унии с Римом. А король Урош при виде безрассудной византийской роскоши [в виде бесчисленных украшений] на принцессе и на сопровождающих ее лицах сказал: «Что это и к чему это? Мы не привыкли к такой жизни». И указал рукой на сербскую принцессу с прялкой в руках: «Вот, – сказал король, – в какой одежде берем мы своих снох!»
Проповедь о жажде Бога – единственной жажде праведника
Что бо мы есть на небеси?
И от Тебе что восхотех на земли.
Пс. 72:25
И на небе, и на земле – одно верховное благо для души пробужденного человека. Благо сие – Бог. Бессчетное число благ имеется на небе, однако Царь небес – Благо величайшее. Неисчислимы блага и на земле, однако Творец всех этих благ не идет с ними ни в какое сравнение. Посему душа пробудившегося человека и спрашивает: что приобрести бы мне и что восхотел бы я и на небе, и на земле, кроме Тебя? Нужна ли река тому, кто приведен на живительный источник? Оглядывается ли на пастушеский ужин тот, кто сел за царскую трапезу? Бог Сам по Себе достаточен, чтобы утолить весь голод и всю жажду человека. Божии суть небеса, Божия и земля. Владыка всех благ – величайшее Благо; Творец всякой сладости – величайшая Сладость; Носитель всякой премудрости – величайшая Премудрость; Источник всей силы и милости – величайшая Сила и Милость; Создатель всяческой красоты на небе и на земле – величайшая Красота. Никакое благо не может прийти на сердце человеку либо явиться во сне, только пребывать в Боге, причем в высочайшей степени.
Посему, братья мои, да взыщем Бога, чтобы получить всё, да обратим к Нему все наши поиски, чтобы всё обрести; да богатеем [мы] Господом, дабы во всем иметь нам изобилие.
О Господи Боже наш, приблизься к нам тогда, когда ищет Тебя душа наша. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТОЙ СТЕФАН МИЛЮТИН, КОРОЛЬ СЕРБСКИЙ, БРАТ ЕГО ДРАГУТИН И МАТЬ ИХ ЕЛЕНА
Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана – Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.
Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях.
Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи.
Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.
Тропарь праведному Стефану Милютину, королю Сербскому, глас 3
Ты на земли́ вседу́шно Христа́ возлюби́в/ и Того́ за́поведи соблюда́я,/ я́ко река́, благоутро́бием изсо́хших нището́ю бога́тно напои́л еси́/ и лю́ди своя́ снабде́л еси́,/ и ра́ка моще́й твои́х благоуха́ния цельбы́ всем подае́т,/ сего́ ра́ди, свя́те, мо́лим тя,// изпроси́ душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Ты на земле всею душой возлюбил Христа и Его заповеди соблюдая, как река, своим милосердием щедро напоил иссохших в нищете и людей своих уберег, и рака с мощами твоими подает всем благоуханные исцеления, потому, святой, молим тебя: испроси душам нашим великую милость.
Тропарь преподобному Феоктисту, бывшему Драгутину, королю Сербскому, глас 4
Боже́ственнаго стра́ха огне́м ду́шу свою́ распали́л еси́,/ очи́стився покая́нием и украси́вся кро́тостию и смире́нием,/ восте́кл еси́ к невече́рнему Све́ту – Христу́,/ преподо́бне о́тче Феокти́сте,/ и ны́не, трисо́лнечным све́том озаря́емь,/ на Небеси́ лику́еши,// моли́ о нас, ве́рою почита́ющих честну́ю па́мять твою́.
Тропарь преподобной Елене Сербской, королеве, глас 4
От страны́ за́падныя/ святоро́дней лозе́ се́рбстей совоку́пльшися,/ доброра́сленная ве́твь яви́лася еси́,/ благове́рная княги́не Еле́но./ Плода́ кра́сная святу́ю сы́ну дво́ицу/ принеся́ Бо́гови и ро́ду се́рбскому,/ на коне́ц вся́ су́етная ми́ра оста́вила/ и преподо́бным приложи́лася еси́:/ со дерзнове́нием Влады́ку все́х моли́/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и сыново́м слове́нским спасти́ся.
Перевод: Из западной страны привитая к святой лозе сербской, прекрасно выросшей ветвью ты стала, благоверная княгиня Елена. Как прекрасные плоды, ты принесла Богу и сербскому роду двоих святых сыновей, под конец все суетное в мире оставила и присоединилась к преподобным, с дерзновением Владыку всех моли мир земле даровать и сынам славянским спастись.
Кондак праведному Стефану Милютину, королю Сербскому, глас 4
Яви́лся еси́ от ко́рене блага́го/ о́трасль пресла́вная оте́честву своему́ и прароди́телем свои́м,/ новообра́зен подо́бник быва́еши// и лю́дем свои́м явля́ешися у́тварь прекра́сная.
Перевод: Ты стал прославляемым ростком от благого корня для отечества своего и предков своих, являясь новым примером и прекрасным украшением людей своих.
Кондак преподобному Феоктисту, бывшему Драгутину, королю Сербскому, глас 7
Ве́рою и́стинною укра́шен быв,/ просия́л еси́ доброде́тельми,/ хра́мы и оби́тели ще́дро помога́л еси́,/ богоми́лов же душетли́тельную е́ресь искорени́л еси́,/ сего́ ра́ди вопие́м ти:/ преподо́бне Феокти́сте, блаже́нне,/ со все́ми преподо́бными предстоя́ Христу́,// моли́ся о всех нас.