12 декабря день памяти Преподобного Акакия Синайского

12.12.2022

Доброго дня! Господи, научи правильно, просто,разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными имладшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратига Михаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, мч. Парамона и с ним 370 мчч., мч. Филумена, прп. Акакия Синайского и иных святых сего дня.

 

Свт. Феофан Затворник:

Народ взывает: "осанна!", - а Господь плачет. Не совершается ли нечто подобное и при наших торжествах церковных? Тогда видимость была торжественна; но Господь смотрел на то, что было в душах невидимо, и видел его достойным плача. И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает внутреннее всех настроение? Иной не понимает совсем силы и значения праздников; иной чутьем темно ощущает нечто, а ясно ничего не видит; и разве кто-кто и видит, и чувствует, и располагается достойно празднеству. Жертв праздники наши берут много; но сколько из них отделяется Господу и братиям? Или ничего, или самая незначительная малость; все почти берет чрево и суетность. От Господа укрыться это не может, и не дивно если Он, говоря по человечески, плачет, когда мы издаем торжественные возгласы. Таковы-то искупленные, оправданные, всыновленные!. . Дали обет, приняли обязательство - духом ходить и похотей плотских не совершать, а тут у них что идет? Сыны Царствия хуже последних рабов!. . .

 

2 Тим. 2, 20-26:

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.

Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;

рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,

с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,

чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

 

Лк. 19, 37-44:

А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего.

 

Из Охридского Пролога за 29 ноября

Рассуждение:

Божие наказание [иногда] постигает грешников сразу же после греха, чтобы грешники устрашились, а праведники ободрились, иногда же – намного позже, [причем] внезапно и паче [всякого] чаяния, чтобы грешники знали, что Бог ничего не забывает. Дафана и Авирона земля поглотила тотчас, как они согрешили, а царь Валтасар видел руку, написавшую ему смертный приговор в ту минуту, когда чувствовал он себя счастливейшим [из смертных]: на пиру, среди друзей и обожателей.

Некоего тяжело больного воина принесли к преподобному Стефану Новому, чтобы тот молитвой его исцелил. Стефан велел ему поклониться иконе Христовой и Пресвятой Богородицы. Воин сделал это – и немедленно обрел здравие. Весть об этом чуде разнеслась во все стороны. Услышав о сем, царь-иконоборец Копроним призвал к себе того воина и допросил. И когда воин исповедал и признал, что получил исцеление от святых икон, царь принялся неистово упрекать его за поклонение святым образам. Испугавшийся воин отрекся пред царем от иконопочитания и постыдился своей веры в [святые] иконы. Когда же вышел он из дворца и сел на своего коня, конь под ним яростно вздыбился [букв.: разъярился. – Ред.], сбросил седока и топтал его ногами до тех пор, пока [тот] не изверг из себя свою душу. Вот пример наказания, наступившего сразу после греха.

Царь Тиридат, гонитель христиан, бросил святителя Григория в глубокий ров и казнил 37 святых монахинь. Но никакая кара за это его тотчас не постигла. В дальнейшем же, когда царь со своими приближенными отправился на охоту для развлечений и увеселений, внезапно и его самого, и его свиту постигло безумие. Его благочестивой сестре во сне открылась причина царского сумасшествия, а также был возвещен и способ, как может он снова обрести [здравый] разум. Святого Григория извлекли изо рва, – и по его молитве царь Тиридат выздоровел, покаялся и крестился.

Наказание порой вскорости следует за грехом, как день сменяется ночью, а порой и медлит, как год сменяется годом. Но никогда не отвращается совершенно, за исключением тех случаев, когда его место упреждает покаяние.

Проповедь о стройном сложении Церкви наподобие тела

Из Которого все тело составляемое и совокупляемое

посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при

действии в свою меру каждого члена...   

Еф. 4:16

Речь здесь, братья, о теле духовном, о Церкви Божией Святой. Из Него, то есть из Христа, всё тело составлено и сложено, как подобает. Премудрый апостол не находит никакого лучшего сравнения Церкви, нежели с телом человеческим. Что́ голова на человеческом теле, то́ Владыка Христос на теле Церкви. От головы расходятся нервы по всем частям тела, и с помощью нервов все телесные органы [обладают] восприятием, чувствительностью и [способностью] двигаться, в чем и состоит их жизнь. Можно было бы сказать, что голова посредством мозга и нервов присутствует в каждом члене тела. Если голову отрубить, то любая часть тела в одно мгновение становится мертвой.Так и Христос присутствует в каждой части Церкви, то есть в каждом ее верующем члене. Через Его посредство каждый верующий воспринимает духовное царство, ощущает любовь и правильно движется к Богу. От Него каждый член Церкви получает силу – согласно действию и мере, то есть в соответствии со [своим] служением и дарованием. Эту силу Господь подает непосредственно, прикосновением, осязанием – только личным присутствием Своим. Любовь – это чудодейственная связь, скрепа, сочетавающая Христа с верующими, верующих со Христом и верующих друг с другом. Что случается, братья, с органом тела, если прерываются нервы, связывающие его с головой? Он становится бездеятельным, невосприимчивым, онемелым, неподвижным – мертвым. Это происходит и с каждым членом Церкви, который выходит из ее состава, прерывая тем самым свою связь с Главой Церкви. Да сохранит нас Господь, братья, от такой погибели.

О Господи Иисусе, источник жизни и любви, не допусти никакой мрачной силе в нас или вне нас отделить нас от Тебя и Твоего тела, от Твоей Святой Церкви, которую стяжал Ты Своей честной Кровью. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ

Cказание, которое привел в "Лествице" преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них.

Не хочу неправедно скрывать и лихоимствовать бесчеловечно, не хочу умолчать пред вами о том, о чем молчать не должно. Великий Иоанн Савваит сообщил мне вещи, достойные слышания; а ты сам, преподобный отче, по опыту знаешь, что сей муж бесстрастен и чист от всякой лжи, от всякого лукавого дела и слова. Он рассказал мне следующее. «В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю каким образом приобрел он себе ученика, юношу именем Акакия, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным; ибо старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему, при встрече с ним: «Что, брат Акакий, каково сегодня?» В ответ на это он точас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он делатель, то говаривал ему: «Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу». Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному пребывавшему там великому старцу и говорит ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец, услышав это, сказал ему: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». «Поди и посмотри», — отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры 14 келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство». Мне кажется, отче Иоанне, что великий старец, говоривший с умершим, был сам сей Иоанн Савваит; ибо он рассказывал мне еще одну повесть, как бы о другом подвижнике; а я после достоверно узнал, что этот подвижник был он сам.

Тропарь преподобному Акакию Синайскому, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Ака́кие, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Акакий, дух твой.

Тропарь преподобным Акакию Синайскому и Фоме, иже в Малеи, глас 1

Свети́ла богосия́нная ми́ру/ и и́ноков одушевле́нныя зари́,/ Фома́ чудесы́, Ака́кий же послуша́нием,/ возсия́сте све́тло;/ сих, я́ко иму́щих дерзнове́ние к Бо́гу,/ моли́твами во бра́нех посо́бствовати мо́лим,/ да про́сят от Христа́ Бо́га дарова́ти проще́ние согреше́ний// чту́щим их святу́ю па́мять.

Перевод:

Светила Богом явленные миру и монахов духовное сияние, Фома - чудесами, Акакий же послушанием просияли ярко, их, как имеющих дерзновение к Богу, просим помочь молитвами в битвах, да просят они у Христа Бога даровать прощение согрешений почитающим их святую память.

Ин тропарь преподобным Акакию Синайскому и Фоме, иже в Малеи, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод:

Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак преподобному Акакию Синайскому, глас 2

Мир оста́вль, Христу́ после́довал еси́ от младе́нства,/ прему́дре Ака́кие преподо́бне,/ Того́ подража́я во́льное смире́ние,/ низве́ргл еси́ го́рдостнаго мучи́теля,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Мир оставив, ты последовал за Христом с детства, премудрый Акакий преподобный, подражая Его добровольному смирению, низверг ты надменного мучителя, моли не переставая обо всех нас.

Величание преподобному Акакию Синайскому

Ублажа́ем тя,/ преподобному́чениче Ака́кие,/ и чтим святу́ю па́мять твою,/ наста́вниче мона́хов/ и собесе́дниче а́нгелов.