11 ноября день памяти Преподобномученицы Анастасии Римляныны

11.11.2022

Свт. Феофан Затворник:

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23). Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, – жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не в прок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.

 

Апостола Павла послание к галатам

Прп.: Гал. 5:22 - 6:2

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

 

Евангелие по Луке

Лк. 11:23-26

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

и, придя, находит его выметенным и убранным;

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.

 

Из Охридского Пролога за 29 октября

Рассуждение

Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22), – сказал Господь. Вера – единственный свет в терпении [букв.: свет терпению. – Пер.], так как терпение само по себе [то есть без упования – Пер.] представляет собой невыносимый мрак. Вера – яркая звезда, сияющая в этом мраке; вера смягчает остроту страданий; на своих крыльях держит она и носит всю тяготу терпения. Преп[одобный] Аврамий дает нам прекрасный пример стойкости в терпении. Скорби и досаждения, которые причинял ему диавол разнообразными искушениями и запугиванием, мало кого не побудили бы к тому, чтобы оставить одно место [подвигов] и перейти на другое. Но Аврамий не желал переселяться на радость злому бесу, но выстоял на своем месте и победил диавола. Епископ, правящий в тех пределах, послал Аврамия в языческое село, чтобы попытался он обратить живущих там людей в веру Христову. После неоднократных отказов Аврамий отправился-таки туда, сказав так: «Да будет воля Божия, иду ради послушания». Сначала построил он в том селе церковь. Затем перед лицом селян разрушил всех идолов. Но они, избив его до полусмерти, изгнали из своего села. Однако святой Аврамий с плачем пред Богом молился за тех людей, чтобы Господь отверз им очи сердца к познанию Христовой истины. Так это продолжалось в течение трех лет: язычники постоянно били его и поносили, а он неустанно молился за них Богу и не прогневался на них, «претерпевая в вере, аки камень твердый». И лишь спустя три года его труды и слезы, вера и прощение были вознаграждены. Вдруг проснулась [букв.: отверзлась. – Пер.] у тех селян совесть, и все они вкупе пришли к святому Аврамию, поклонились ему и приняли от него веру Христову.

Проповедь о славе имени Божия

Благословено имя славы Его во век и в век века;

и исполнится славы Его вся земля; буди, буди.

Пс. 71:19

Из пророческого сердца, исполненного благодати, источаются благодатные слова. О Царе и Сыне Царевом глаголет пророк, о самом необычном Царе, который когда-либо являлся на земле. Будет имя Его благословено во веки, – сказал пророк до того; и, будто не вдоволь сказал [тогда], повторяет и добавляет теперь: имя славы Его. Церковь Христова – вот Христова слава. Благословенна Его Святая Церковь – плод Его трудов, венец Его уничижений, дело Его рук, цветок, прозябший из Его Крови! Благословенно и самое имя Его Церкви, святой и спасительной! И исполнится Его Церковью – то есть делом Его, славой Его – вся земля. Словами во век и в век века пророк предвещает бессмертие дела Христова, то есть Его Церкви. Во времени будет она созидаться и явится в вечности. Продолжится ее устроение до скончания времен, а в вечности откроет она себя во всей полноте.

О братья мои, постараемся и мы душой встроиться в Церковь Христову, в это живое и бессмертное тело, жизни которого нет конца и красоте которого не обретается имени. Потрудимся над сим, чтобы не быть нам отверженными, как неключимые и непотребные камни, и не скатиться в бездну вечного мрака.

О Господи Иисусе Христе, Царь и Сын Царев, впиши и нас в книгу бессмертных и помяни нас во Царствии Твоем Небесном. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ

Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249-251). Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: "Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете". Святая твердо ответила: "Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие - Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!" Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.

Тропарь преподобномученице Анастасии Римляныне, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Анастаси́я,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами// я́ко Ми́лостив спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Анастасия, взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь, и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак преподобномученице Анастасии Римляныне, глас 3

Де́вства вода́ми очище́нна, преподо́бная,/ му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися,/ подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца,/ кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с,// источа́я благода́ть приснотеку́щую.

Перевод: Девства водою очищена, преподобная, мученической кровью, Анастасия, увенчалась, подаешь нуждающимся исцеление болезней и спасение, приходящим от сердца, ибо силу тебе подает Христос, источая благодать всегда текущую.

Молитва преподобномученице Анастасии Римляныне

Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Анастаси́е преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и твоего́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим. А́ще бо чистоте́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания твоего́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти и, на твоя́ му́жеския по́двиги взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кроме́ благода́тныя по́мощи ничто́ же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю нам от Го́спода пода́ти тебе́ про́сим. Ты бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой души́ твое́й и в телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́ вся прельще́ния и преще́ния мучи́теля презре́вши, искорене́ние же зубо́в и ногте́й истерза́ние, и сосце́в и рук и ног отсече́ние сла́дце претерпе́вши, дерзнове́нно вопия́ла еси́: «Христо́с есть бога́тство мое́ и похвала́». Те́мже от того́ бога́тств и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний живо́т наш соблюди́, мир и безмяте́жие нам испроси́, от нужды́ и уны́ния нас предста́тельством твои́м огради́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити нам Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.