11 февраля день памяти Перенесения мощей священномученика Игнатия Богоносца

11.02.2022

Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи нас, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Селафиила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Лаврентия затв. Печерского, еп. Туровского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (2 Пет. 1, 1-10; Мк. 13, 1-8).

Перечислив добродетели, о которых надлежит поиметь все старание, по принятии благодатных сил, Апостол в побуждение к тому сказал: "Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа". Какие это добродетели выше приведено в понедельник. Теперь прибавим только, что добродетели эти неоднократно только проявить требуется, но так сделать, чтобы они всегда пребывали в нас, были сущие в нас, вкорененные, - и, таковыми будучи, не стояли на одной степени, но все более и более множились и возрастали в силе и плодовитости. Только в таком случае, говорит, будешь ты не празден и не бесплоден "в познании Господа нашего Иисуса Христа". Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его. Ты веруешь, говорит?! Смотри же не делай этой веры праздною и безплодною. Что же надо делать, чтобы вера моя не была такою? Преуспевай во всякой добродетели. Где твердящие, что веруй и довольно: ничего более не нужно?! - Кто так думает, тот слеп.

2-е собор. посл. св. ап. Петра Гл. 1 (1-10)

Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.

От Марка св. Благовествование Гл. 13 (1-8)

И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.

Из Охридского Пролога за 29 января:

Рассуждение

Чем больше человек преуспевает в духовном ведении и очищении сердца, тем более глубокой кажется ему пропасть, в которой он находится, и тем недостижимей представляется ему высота, к которой он стремится. Когда один из гигантов духа лежал на смертном одре и услышал, что друзья хвалят его за его великие подвиги, то заплакал и сказал: «Чада, я не положил даже начала духовной жизни». Когда святой Игнатий Богоносец пребывал в оковах в темнице, то писал ефесянам: «Не повелеваю вам, как будто я что-то значу. Хотя я и в узах за имя Иисуса Христа, однако я еще не усовершен в Нем. Теперь начинаю я быть учеником и говорю с вами как с собором моих наставников».

Проповедь о совершенстве через исполнение воли Божией

Моя пища есть творить волю

Пославшего Меня и совершить дело Его.

Ин.4:34

Вот спасительный пример, который подает нам наш Спаситель! Он, обладавший толикой силой, и властью, и премудростью, утверждает, что пришел в мір творить не Свою волю, а волю Своего Отца, и совершить не Свое дело, а Его. А мы, немощные, как паутина, непрестанно выпячиваем свою волю и какое-нибудь собственное дело! Хотя Сын и равен Отцу, как и свидетельствует Он в другом месте: Я и Отец – одно, все-таки Господь Иисус говорит, что пришел Он в этот мір исполнить волю Отчую и совершить дело Отца Своего. Утверждает же Он это не для того, чтобы показать незначительность Своего существа перед существом Отчим, ибо существо [у Них] одно, а дабы явить величие Своей любви к Отцу и поощрить нас к тому, чтобы, пламенея любовью к Богу, мы во всей полноте приняли [и впитали в себя] Его волю.

Все наши беды в міре сем происходят оттого, что не исполняем мы волю Пославшего нас в мір. А не исполняем мы ее потому, что не имеем любви к Нему. Ибо если кто кого-то любит, то поступает по его воле. Сам Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Чем бы Господь Иисус мог явить Свою любовь к Отцу, если не творением воли Отчей? И чем мы можем проявить нашу любовь ко Господу Иисусу, распятому за нас на Кресте, если не исполнением Его воли? О братья мои, наша воля обманчива, как тень; да не следуем же ей, чтобы не погибнуть. Но да последуем воле человеколюбивого Господа, Который единственный знает, что́ для нас наиболее полезно [в серб, букв.: лучше всего. – Ред.].

О Господи смиренный и человеколюбивый, научи нас творить Твою волю. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА

После того как святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98 - 117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение - в самый город Антиохию - совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, "смотря на епископа как на Самого Христа".

"Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам... Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение".

Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4

И нpа́вом пpича́стник,/ и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обpе́л еси́, Богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я,/ и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве,/ священному́чениче Игна́тие,// моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Молитва священномученику Игнатию Богоносцу

О, вели́кий святи́телю Богоно́сный Игна́тие! К тебе́ припа́даем и мо́лим тя, при́зри на ны гре́шныя, прибега́ющия к твоему́ заступле́нию! Умоли́ Го́спода, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша: ты му́ченически ду́шу твою́ за ве́ру положи́л еси́, да́руй и нам му́жество во всем подража́ти тебе́. Ничто́ в жи́зни не возмогло́ отлучи́ти тя от любве́ ко Го́споду, ни ле́стныя обеща́ния, ни преще́ния, ни угро́зы, ниже́ са́мыя му́ки: ты с ра́достию предста́л пред зверьми́ на смерть лю́тую и, я́ко а́нгел, возлете́л еси́ во оби́тели Отца́ на́шего Небе́снаго; и моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем. Бу́ди же, святы́й уго́дниче, предста́телем у Го́спода: за ны, недосто́йнии рабы́ твоя́; помога́й и всем правосла́вным христиа́ном святы́ми твои́ми моли́твами ко всемогу́щему Бо́гу, да изба́вит ны от гла́да, тру́са, гра́да, бездо́ждия и смертоно́сных боле́зней, и да да́рует нам здр́авие и спасе́ние. Бу́ди же нам помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби, наипа́че в час кончи́ны на́шея яви́ся нам све́тлым защи́тником и хода́таем и умоли́ Го́спода сподо́битися всем нам, тебе́ ны́не те́пле моля́щимся, получи́ти по христиа́нской кончи́не Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси святи́и вку́пе с тобо́ю ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.