11 декабря день памяти Священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

11.12.2017

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в семье военного, принадлежавшей к одному из наиболее знаменитых дворянских родов России. После окончания Императорского Пажеского корпуса он принимал участие в Балканской войне (1876-77), под впечатлением которой он стал задумываться над смыслом жизни и нравственной стороной страданий. По возвращении в 1878 году в Петербург он находит духовную поддержку св. прав. Иоанна Кронштадтского, ставшего для будущего святителя непререкаемым авторитетом.

В 1879 году он вступает в брак с Н. Н. Дохуровой; Л.М.Чичагов

сумел внести  в уклад своей семьи основы православного благочестия, отличавшие ее от других великосветских браков. Будучи военным, Л. М. Чичагов стремился раскрыть в своей жизни идеалы служения Богу и людям - так, он стал ктитором одного из военных храмов, разработал практику медицинского применения лекарственных трав. Занимался он самостоятельно и богословскими науками. Уйдя в отставку в чине полковника, Л. М. Чичагов принимает в 1893 году по благословению св. Иоанна Кронштадтского священнический сан.

Он служит в различных церквах Москвы и полностью отдает все свои силы благоустройству храмов. В 1895 году умирает его жена. Обращенный к молитве, отец Леонид тянется в это время к монастырской жизни, что отражается на его творчестве - именно в это время он начинает составлять и поныне широко читаемую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», положившую начало изучению им жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского.

В 1898 году он принимает постриг с именем «Серафим» и зачисляется в штат Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре он уже в сане архимандрита назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Продолжает он работу и над «Серафимо-Дивеевской летописью» и подготовку канонизации преподобного Серафима, состоявшейся в 1903 году - духовную поддержку преподобного священномученик Серафим ощущал всю свою жизнь.

В 1905 году архимандрит был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) в сане архиепископа - кафедры. Повсюду он проявляет себя в качестве ревностного устроителя действующих приходских общин, что было выражено им в епархиальном послании «О возрождении приходской жизни».

Несмотря на государственные изменения, происшедшие в 1917 году, владыка продолжает активную церковную деятельность - так, он участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-18 годов, на котором он возглавил Соборный отдел «Монастыри и монашество». Изгнанный раскольниками со своей кафедры в конце 1917 года, святитель Серафим был назначен Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, вступить в управление которой не смог из-за военных действий.

В 1921 году - уже в сане митрополита - ему были предъявлены совершенно фантастические обвинения и он был арестован и приговорен к ссылке в Архангельскую область. Вернувшись через год в Москву, он вскоре опять был арестован по обвинению в прославлении преподобного Серафима Саровского. И вновь он должен был покинуть Москву. Несколько лет он пребывает в молитве, раздумьях о судьбах России и Церкви и работе над второй частью «Серафимо-Дивеевской летописи» в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей.

В 1928 году он возвращается к делам церковного управления с назначением на Ленинградскую кафедру, исполненную различными церковными разделениями, охватившими значительное число действовавших в Ленинграде православных приходов. В своих проповедях владыка призывает народ церковный к более частому причащению Святых Христовых Тайн, возгревая молитвенный дух своей паствы, призывая всех к умиротворению Церкви.

В 1933 году отдавший все силы Ленинградской епархии 77-летний святитель был уволен на покой. Последние годы владыки проходили на загородной даче под Москвой - в деревенской тиши, в духовных размышлениях над богословскими и аскетическими сочинениями. В молитвенных бдениях святитель Серафим подводит итог своей жизни и готовится ко встрече со Христом, преодолевая тяжелые телесные недуги, молится о тех, кто забыл о Спасителе и гонит Его Святую Церковь.

Арестованный в ноябре 1937 года, 82-летний больной старец был доставлен на носилках в Таганскую тюрьму, и так и не признав предъявленных ему обвинений, был расстрелян 11 декабря 1937 года в находящейся недалеко от Москвы деревне Бутово.

Так славно завершилось святительское служение митрополита Серафима, стяжавшего мученический венец в конце своего Голгофского пути.

 

Тропарь священномученика митрополита Серафима глас 5

Воинство Царя Небеснаго/ паче земнаго возлюбив,/ служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/ наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/ данная ти от Бога многообразная дарования/ к пользе народа Божия приумножил еси,/ учитель благочестия/ и поборник единства церковнаго быв,/ пострадати даже до крове сподобился еси,/ священномучениче Серафиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика митрополита Серафима глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/ теплую любовь к нему имел еси,/ писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/ верныя к его прославлению подвигл еси/ и благодарственнаго посещения/ самаго преподобнаго сподобился еси./ С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/ в Небесных чертозех водворяяся,/ моли Христа Бога// серафимския радости нам причастником быти.

Молитва. О великий и пречудный угодниче Христов, священномучениче Серафиме! Приими ныне нашу смиренную песнь благодарения и умоли Вседержителя Бога, в Нераздельней Троице прославляемаго, низпослати нам мир и благоденствие, да сохранится от разорения держава наша. Любовию и мудростию твоею люди российстии к единению соборному приведи и от ересей и расколов огради. Силою ходатайства твоего терпение в скорбех и болезнех нам низпосли. О всехвальный святителю Христов! Испроси у Всемилостиваго Бога подати нам прежде конца покаяние, да сподобимся с тобою зрети лица Его доброту неизреченную, воспевающе Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.