Доброго дня! Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Гавриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, ап. от 70-ти Никанора, прп. Корнилия Крыпецкого и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Смоковница покрытая листьями была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют; оттого не имеют плодов живых; а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть плодородительная духовная сила; а что от нас, то только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень - чувство, что ты погибающий и что если не Господь - погибнешь: отсюда во всю жизнь, при всех делах и трудах - сердце сокрушенно и смиренно. Далее, как будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то страх и трепет в содевании спасения и непрестанное вопияние: "имиже веси судьбами, спаси мя ". Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя, трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа - добре; а если нет - то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодородном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай.
Мк. 11, 11-23:
И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им:
имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
Из Охридского Пролога за 28 декабря
Рассуждение:
Притча о Божественном Младенце Христе. Когда Пресвятая Дева со Своим Божественным Младенцем и с праведным Иосифом приблизилась к городу Ермополю, то перед городскими вратами увидели они дерево. Утомленные дальней дорогой путники подошли к этому дереву, чтобы немного отдохнуть, хотя дерево было высоким и не создавало тени. Египтяне дали этому дереву название «Персея» и поклонялись ему как богу, ибо верили, что в нем скрывается некое божество. На самом деле в дереве обитал какой-то злой дух. Но как [только] Божественное Семейство подошло к этому дереву, то и ствол и крона его сильно затряслись, а злой дух, устрашенный приближением Младенца Христа, убежал прочь. Тогда дерево нагнуло к земле свою верхушку и, точно словесная тварь, поклонилось своему Создателю. Склонившееся таким образом дерево отбрасывало большую тень, в которой и отдохнули уставшие путники. С той поры это дерево получило от Владыки Христа чудодейственную целебную силу – врачевать любую болезнь в людях. После этого священные пришельцы пошли в село Матария. Близ села увидели они смоковницу, и, пока Иосиф ходил в село по каким-то делам, Пресвятая Дева укрылась с Господом под этим деревом. И – о, чудо – дерево приклонило к земле свою крону, чтобы создать для путников тень, а в нижней части рассеклось так, что Пресвятая Матерь с Младенцем могли войти в образовавшуюся впадину и немного передохнуть. И что еще удивительнее, близ этой смоковницы внезапно пробился источник чистейшей воды. Здесь поблизости Иосиф отыскал некую хижину, где они и остановились. Так и жили они на этом месте и пили воду из сего чудесного родника. Это единственный источник проточной воды, который находится в Египте, так как любая другая вода поступает из реки Нил, разветвляющейся в бесчисленные каналы и протоки. Так подобное обусловливается подобным. Господь Иисус, бессмертный и небесный Источник живой воды, вызвал Своим присутствием родник кристально чистой [в серб, букв.: живой. – Пер.] воды из земли.
Проповедь о Пресвятой Деве Богородице
Матерь Его сказала служителям:
что скажет Он вам, то сделайте.
Ин.2:5
Вот радость для всех верующих: Ближайшая ко Христу Спасителю на небесах, какой была Она и на земле, заботится о верующих, является им, помогает им и советует: что скажет Он, Сын и Бог Мой, вам, то сделайте. Такой совет дала Она служителям на браке в Кане Галилейской, – и служители послушали Ее и увидели чудо. Из тех немногих слов Пресвятой Богородицы, что записаны в Евангелии, это – драгоценное поучение, собственно, единственное Ее назидание, которое дала Она людям во время Своей жизни на земле. Что скажет Он вам, то сделайте! Она как бы хотела сказать: Он все знает, Он все может, Он всех вас любит, поэтому не озирайтесь ни туда ни сюда, но внемлите Ему и слушайте Его. Осознала Она Свой долг в этом міре: подобает Ей жить ради Него и к Нему как к Источнику жизни направлять других. Эту обязанность Она добровольно продолжила исполнять и с небес. На протяжении всей истории Церкви учила Она верующих делать то́, что́ Он сказал. И по сей день таинственно снисходит Она из Своей небесной славы в среду верующих, чтобы увещать их поступать так, как Он заповедал. Это Ее благовестие – Евангелие Пресвятой Девы Богородицы. Состоит оно не из четырех Евангелий, а из четырех слов: что скажет [Он] вам, – сделайте.
О братья мои, послушаем [Пресвятую Деву]! Прислушаемся к Ней как к Матери, и даже больше, чем к своей матери, ибо желает Она нам величайшего блага – [со]царствования в вечном Царстве Своего Сына.
О Пресвятая Дева, помоги нам исполнить Его слова. Тебе и Ему слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
КОРНИЛИЙ КРЫПЕЦКИЙ, ПРП
В двадцати пяти километрах от города Пскова на небольшом островке среди болот и лесов ныне расположен Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь. Его основателем в ХV веке стал ученик преподобного Евфросина преподобный Савва, который, оставив Спасо-Елеазаровский монастырь, поселился в этом, тогда еще глухом и непроходимом, месте. Таким образом в 1455 году на Псковщине возникла новая иноческая обитель, которая сразу же привлекла к себе внимание православных подвижников – любителей пустынножительства, пожелавших подражать духовным подвигам ее святого основателя. В ХVI веке в Крыпецком монастыре приняли иночество преподобный Нил Столобенский и Никандр Пустынножитель. Так же истинным духовным ратоборцем – далеким сквозь века, но близким по духу, – преемником преподобного Саввы и его лучших учеников – сподвижников, в конце XIX – начале XX веков стал блаженный монах Корнилий, который всему православному миру явил удивительные дары благодати Святаго Духа, коих редко кто из православных подвижников имеет честь сподобиться. Итак, преподобный Корнилий был уроженцем Псковского края, из деревни Великое Село Кривовицкого прихода Вышнегалковской волости, что в восьми километрах от города Пскова. По воспоминаниям почитателей старца, еще в детстве, с трех лет, мальчик Лука (имя блаженного монаха Корнилия в миру) был наделен даром прозорливости. С детских лет Лука любил брать на себя чужие грехи. Все проделки или проказы своих сверстников он обычно приписывал себе.
– Бывало, вытащат ребятишки в огороде бураки, а он уже кричит: «Это я. Это я!» Ну, конечно, его и ругали, и наказывали, – рассказывает Василий Графов, который лично знал отца Корнилия и глубоко его почитал.
Уже в детстве Лука отличался благочестием. Любил посещать Божий храм. Будучи пастухом, он часто оставлял свое стадо на волю Божию, а сам уходил к церковной службе, и стадо его не разбегалось.
– Сам Бог пас его коровушек, – говорил псковский юродивый болящий Матфей.
– Лука отроду был полуслепой. Он не был обучен грамоте, и когда я как-то сдуру поставил ему это на вид, – рассказывает Василий Графов, – отец Корнилий на это только кротко ответил: «Что птицы говорят, я и то знаю...».
В Крыпецкий монастырь Лука пришел в ранней молодости, где и был пострижен в монашество с именем Корнилий. В обители преподобного Саввы монах Корнилий нес послушание по сбору пожертвований на монастырь. Одно время был гостинником. Случалось так, и в этом познается особое Божие попустительство, что братия недопонимала отца Корнилия. Он в своем поведении скорее походил на беззащитного ребенка, чем на взрослого степенного человека. Его открыто недолюбливали, его стесняли, ему даже завидовали, ибо у блаженного Корнилия было много почитателей. У старца Корнилия никогда не было отдельной келлии. Собирая пожертвования на монастырь, монах Корнилий отличался удивительной честностью, боялся копейку на себя израсходовать, хотя часто в том была острая нужда («хотя бы хлеба купить»). Он обычно терпеливо ждал, когда кто-нибудь предложит поесть.
Преподобный Корнилий отличался великой любовью к людям, всех приходящих к нему чем-нибудь да угощал. «Детушки мои...» – обычно говорил он тем, кто его посещал. Любимым изречением старца было: «Другому пожелаешь – себе получишь!» Собирая на монастырь, монах Корнилий обыкновенно собирал больше всех. Но и способы сбора у него были особенные.
«Бывало, придет на Талабские острова, – рассказывала его односельчанка Анна Федорова, – сядет в какой-нибудь избе под иконой, начнет молиться, поминать усопших, всех помянет, и откуда он знал имена? Ну, рыбаки и несут ему снетки в благодарность. Ему и ходить не надо...»
Часто отец Корнилий брал руку приходящего к нему, ощупывал ее и, как будто гадая, начинал говорить «на пользу», предсказывал «и смерть, и богатство, и счастье, и горе...»
– А мне, – свидетельствует Василии Графов, – отец Корнилий говорил: «За руку беру для отвода… Я ведь и так знаю...»
Блаженный Корнилий имел удивительно простой нрав. «И с пьяницами посидит, бывало, – вспоминает Василий Графов, – никого не осудит. Ко всем был очень радушен».
Монах Корнилий, желая скрыть от братии и других людей свои добродетели, коими его наделил Господь, принял на себя труднейший подвиг юродства во Христе. Вот, например, как отец Корнилий предсказал смерть одного своего односельчанина С., занимавшегося извозом. Однажды С. вез отца Корнилия куда-то, а тот в пути трижды вываливался из саней в глубокий снег. Непонятно было С., к чему это Корнилий валяется, и о своем недоумении рассказал он своим домашним. Но прошло несколько дней, и С., возвращаясь в нетрезвом состоянии из города, выпал сам из саней и замерз в открытом поле.
Анна Федорова, крестьянка из деревни Великое Село, односельчанка отца Корнилия, рассказывала:
– Часто отец Корнилий делал вид, что он якобы пьян. При всех шатался. Раз он такое при моем муже Василии сотворил. Сидели мы у него в келлии. А тут ударили к вечерне. Отец Корнилий вышел вместе с моим мужем и, идя в церковь, стал сильно сам шататься и его раскачивать. Пьяные, да и только, а они ничего не пробовали...
Василию же Графову говорил-делился:
– Мне вино пить, что на крест идти...
Тот же ученик старца, говоря о необычайном терпении и смирении отца Корнилия, вспоминал: «Был бездна смирения и все терпел. Скрывал себя».
Анна Федорова рассказывала о старце другой такой случай:
– Однажды были мы с мужем у отца Корнилия. Были там и братья моего мужа. Вышло как-то, что братья предложили моему Василию поколоть дров для старца. Василий сразу согласился. Вместе с ним пошел и отец Корнилий. А топор-то у них один. Василий взял топор и стал колоть. Да трудно ему, дрова плохие. А отец Корнилий взял в руки камень и стал камнем колоть дрова, да так легко, что Василий-то мой только диву дивился. «Действительно, — говорит он мне потом, — благодать получена у отца Корнилия...»
Имел старец и дар дерзновенной молитвы у Господа. Крестьянка Устиния из деревни Великое Село поведала, как блаженный монах Корнилий исцелил слепую девочку. «Взял он ее за ручку и повел на озеро, омыв ей глаза из озера водою, блаженный старец сказал:
– Это святая вода!
Наутро прозревшая отроковица отслужила молебен преподобному Савве Крыпецкому и уже здоровой вернулась домой».
Иеромонах Крыпецкого монастыря Иулиан рассказывал отцу Амфилохию (Егорову) о том, как по молитвам отца Корнилия Крыпецкий монастырь был спасен от стихийного бедствия.
«Я был тогда еще молодым послушником – пономарем. Помогал изредка и отцу Корнилию. То келлию приведу в порядок, то дровец принесу. Однажды отец Корнилий сказал мне:
– Иванушка, в такой-то день (день назначил ровно через две недели!), когда отзвонишь к вечерне и подашь на "Господи воззвах…" кадило, сразу же приходи ко мне.
Когда наступил назначенный день, я по обычаю отзвонил к вечерне. Когда стоял на колокольне, обратил внимание на грозовую тучу, что повисла над Псковом. Подав кадило на "Господи воззвах…", вышел из храма. По пути к отцу Корнилию увидел, что грозовая туча покрыла уже монастырь. Отца Корнилия нашел в своей келлии на молитве в полном монашеском одеянии. Обратясь ко мне, отец Корнилий промолвил:
– За грехи наши хочет наказать нас Господь. Становись вместе со мной и будем молиться, да помилует Господь нашу обитель.
И мы стали молиться. Страшный раскат громового удара заставил нас вздрогнуть. В первый момент нам показалось, что все в монастыре разрушилось. Отец Корнилий, прервав молитву, сказал:
– Слава Богу! Господь помиловал наш монастырь. Сходи-ка, Иванушка, на скотный двор. Посмотри, что там такое случилось...
На скотном дворе я увидел, что пять громадных берез ударом молнии были расщеплены в мелкие щепы. Я сразу же вернулся к отцу Корнилию и рассказал ему о виденном.
– Этот удар был направлен на монастырь, но ради наших молитв Господь помиловал нашу обитель, – тихо промолвил отец Корнилий».
Однажды блаженный Корнилий предупреждал братию монастыря об уничтожении монастырского имущества во время стихии: «Будет у вас несчастье: молния разобьет монастырский погреб». Монахи на его слова лишь только рассмеялись, но вскоре во время грозы ударом молнии погреб действительно был разбит, после чего всем стало не до смеха.
Отец Корнилий высоко чтил память святого пророка Божия Илии. Приходящих к нему он побуждал молиться этому ветхозаветному праведнику. «А то плохо будет», – добавлял старец. Этот завет блаженного Корнилия свято сохраняется в Пскове до сих пор. Поэтому почитатели памяти псковских блаженных всегда в день служения панихиды в их память заказывают молебен пророку Божию Илии и святому Иоанну Богослову.
Священников, приходящих по обычаю в дом со святою иконою, отец Корнилий велел принимать с большой любовию и при этом говорил:
– Даже если икона чудотворная, а ты не угостишь батюшку, мало будет тебе пользы.
Блаженный монах Корнилий предсказывал день и час своей кончины. Перед смертью он просил Василия Графова сходить к своим благодетелям:
– Скоро умирать буду, пусть придут попрощаться...
Предсказал отец Корнилий и то, что его тело предадут земле с нарушением чина православного погребения, не в самый день его отпевания и головой на север. Действительно, так и случилось. Гроб с телом старца после отпевания не сразу был предан земле потому, что отца настоятеля в то время не было в монастыре, и останки отца Корнилия поставили в склеп под кладбищенской часовней. Настоятеля не дождались, и блаженного старца хоронила не братия, но монастырские работники, которые, может быть, по небрежности, а может быть, даже из-за желания надругаться над блаженным старцем положили его головой на север.
Это событие преподобный Корнилий связывал с грядущими бедствиями России.
– Похоронят меня – вся земля заплачет, – говорил он еще при жизни, – а когда тело мое переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России.
Сразу же после смерти старца на его могиле стали постоянно совершаться панихиды.
– У преподобного Саввы молебны служились, а у старца Корнилия панихиды, – рассказывал иеромонах Амфилохий (Егоров), заставший отца Корнилия еще в живых. В день его кончины неизвестный благодетель присылал в обитель из года в год пуд осетрины.
Умер блаженный монах Корнилий 28 декабря 1903 года, на третий день по Рождеству Христову. И, действительно, с этого времени начала плакать Русская земля, как предсказал старец. Быстро шли годы, войны сменялись одна за другой, и, наконец, пришла революция 1917 года со всеми ее ужасами, расстрелами и братоубийственной войной. Зверски была умерщвлена царская семья. И сбылись таким образом слова отца Корнилия: «Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина».
В 1913 году, спустя десять лет после смерти старца, крестьянин Василий Графов послал на имя обер-прокурора Священного Синода В.К. Саблера подробное жизнеописание блаженного монаха Корнилия с просьбой исполнить последнюю волю почившего: предать его тело правильному погребению, да не обрушатся на Россию бедствия, предсказанные монахом Корнилием.
– И вот пришел от В.К. Саблера приказ: «Расследовать!» Так монахи Крыпецкого монастыря быстро «расследовали», – иронически рассказывал Василий Графов, – отписали в Священный Синод, что, дескать, ничего не знают! Да, жил он просто. Но благодетелей и почитателей у него действительно было много.
На Поместном Соборе 1918 года архимандрит Спасо-Елеазаровой Пустыни, что под Псковом, отец Симеон сделал сообщение о блаженном монахе Корнилии Крыпецком и о его завещании.
– Если вы, епископы, не поверите этому, – говорил взволнованно архимандрит Симеон, – то кто же тогда поверит?!
После революции вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве блаженного монаха Корнилия, говорившего, что, когда его переложат, тогда все успокоится. В один день игумен Нафанаил с братией отслужили великую панихиду и откопали могилу. Гроб действительно был найден положенным неправильно. В это время в монастырь нагрянули красноармейцы отряда Серебрякова. Игумен Нафанаил в ту же ночь ушел в Спасо-Елеазарову Пустынь и в Крыпецкий монастырь больше не вернулся.
В 1943 году митрополит Сергий (Воскресенский), экзарх Латвийский и Эстонский, благословил священника-миссионера Алексия Ионова попытаться в очередной раз открыть могилу блаженного монаха Корнилия. Но исключительные обстоятельства военного времени не позволили осуществить это намерение. Район Крыпецкого монастыря был уже взят партизанскими отрядами Советской Армии.
После многих десятилетий разоренный и разрушенный Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь в 1990 году был официально возвращен Московской Патриархии. С 1993 года в нем стала возрождаться монашеская жизнь. Для того чтобы убедиться, правильно ли положен гроб блаженного монаха Корнилия, осенью 1996 года архиепископ Евсевий благословил открыть могилу старца. Летом 1997 года был обнаружен гроб с останками старца Корнилия. При этом все кости сохранились целыми и на вид были желтовато-коричневого цвета. На руках сохранились части нетленной плоти. Открытие могилы сопровождалось духовным знамением, ибо от останков исходило необычайное благоухание. Всех присутствовавших охватил духовный подъем. В этот момент пролил сильный дождь с градом и двойной радугой, о котором ни в окрестных селениях, ни в самом городе Пскове никто впоследствии не упомянул, поскольку в тот день стояла жаркая, солнечная погода. Сама природа дала понять, что святые останки не следует оставлять в воде и грязи в прежней могиле, а необходимо перенести их в храм. После доклада отца наместника игумена Дамаскина о случившемся Псковскому архиепископу Евсевию тот благословил оставить мощи старца Корнилия в соборе монастыря до определения высшего церковного священноначалия.
С момента обретения останков святого старца Корнилия в обители заметно увеличился приток богомольцев: едут со Пскова, из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Белоруссии и Сибири, из разных мест и городов России. Православные паломники имеют благое намерение помолиться в тихой обители, приложиться к ее святыням, особенно к святым мощам преподобного Корнилия. И их труд, как известно, не остается без духовного плода, ибо особая близость «батюшки Корнилия», благодать, исходящая от его святых мощей, сразу же дает о себе знать. Люди разного возраста, пола и воспитания проникаются к нему духовной любовью. Для многих отец Корнилий в одночасье становится таким же родным, каким он был для всех при жизни и к которому теперь с верою, как к живому, можно обратиться и по милости Божией, а наипаче по причине молитв преподобного Корнилия, их великого дерзновения перед Небесным Владыкой, получить просимое. Многие из обращавшихся к старцу Корнилию со своими духовными нуждами и прошениями говорят о той значительной духовной пользе, которую они от этого обрели, у них незримо лучшим образом решаются жизненные обстоятельства и в телесных болезнях нередко подается облегчение.
8 сентября 1998 года останки блаженного монаха Корнилия были переложены в новый гроб. С того времени и по сей день от правой кисти старца, положенной в особом ковчежце, постоянно ощущается тонкое благоухание, засвидетельствованное многими богомольцами.
Блаженный старец Корнилий, почитаемый всеми и на Псковщине, и за ее пределами, явил жизнь свою, равную жизни святых. Действие Божественной благодати, совершаемые старцем чудеса еще до его праведной кончины свидетельствовали об этом. Чистая, Ангельская душа блаженного Корнилия, некогда отлетевшая в Небесные Обители, теперь в лике поющих «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф» вторит этой песне. Духом своим он близок к Богу и к нам, православным христианам, живущим на земле и пытающимся, по силе своей, подражать его духовному примеру.
Блаженный Корнилий свят, и душа его в Царствии Небесном предстоит Богу, молитва его дерзновенна, ибо все это являет и доказывает религиозный опыт, связанный с именем этого достопочтенного старца. Поэтому Бог, прославляющий своих святых, прославил на земле и блаженного старца Корнилия. 10 января 2000 года, по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, высокопреосвященнейшим Евсевием, архиепископом Псковским и Великолукским, в Крыпецком монастыре при огромном стечении народа было совершено торжественное богослужение с чином прославления преподобного Корнилия Крыпецкого в лике местночтимых святых.
Преподобне отче наш Корнилие, моли Бога о нас!
Тропарь преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу, глас 3
От ю́ности ве́лию любо́вь ко Го́споду в себе́ име́я, блаже́нне, воздержа́нием и послуша́нием житие́ твое́ украси́л еси́, любве́ и смире́нию лю́ди безмо́лвно учи́л еси́, дея́нием и сло́вом бу́дущая явля́я, я́ко настоя́щая. Ты́ же, преподо́бне о́тче на́ш Корни́лие, я́ко и́маши дерзнове́ние мно́гое, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: С юности великую любовь ко Господу имея, блаженный, воздержанием и послушанием жизнь свою украсил ты, любви и смирению людей безмолвно учил ты, делом и словом показывая будущее, как настоящее. Ты же, преподобный отче наш Корнилий, как имеющий многое дерзновение, моли Христа Бога, да спасет души наши.
Кондак преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу, глас 4
По́двигом до́брым подвиза́лся еси́, богому́дре, терпе́нием и смире́нием а́нгельския ли́ки удиви́л еси́, и диа́вола мучи́теля посрами́л еси́, да́ром от Бо́га прови́дения обогати́лся еси́, все́м тре́бующым твои́ми моли́твами по́мощь подава́л еси́. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: ра́дуйся, Корни́лие блаже́нне.
Перевод: Подвигом добрым подвизался ты, Богомудрый, терпением и смирением удивил собрание ангельское и диавола мучителя посрамил ты, даром прозорливости от Бога обогатился, всем нуждающимся твоими молитвами помощь подавал ты. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Корнилий блаженный».
Молитва преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу
О, святы́й, преблаже́нный и богопросла́вленный уго́дниче и чудотво́рче, преподо́бне о́тче на́ш Корни́лие, ско́рый помо́щниче и усе́рдный засту́пниче все́х, с ве́рою и любо́вию к тебе́ прибега́ющих. Ты́ от ю́ности твоея́ ми́р су́етный возненави́дел еси́, мона́шества и юро́дства пу́ть ко спасе́нию и к Ца́рствию Небе́сному предъизбра́л еси́: прише́д же во оби́тель сию́ свята́го Са́ввы, в не́й трудолю́бно и богоуго́дне подвиза́вся, го́рняго Сио́на до́блественно дости́гл еси́. Ублажа́юще у́бо тя́, пра́ведный челове́че Бо́жий, про́сим и мо́лим тя́, испроси́ на́м у Созда́теля на́шего вели́кия и бога́тыя да́ры бла́гости Его́: земли́ благопло́дие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны, ми́р во дне́х на́ших, благоче́стия умноже́ние, боля́щым здра́вие, скорбя́щым утеше́ние, уныва́ющым ободре́ние, си́рым по́мощь, убо́гим снабде́ние, подвиза́ющымся преспе́яние, умира́ющим благу́ю христиа́нскую кончи́ну и все́м пра́во ве́рующим ве́чное спасе́ние, держа́ву же на́шу и святу́ю оби́тель сию́ соблюди́ в ми́ре и благоустрое́нии. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, но яви́ на́м свято́е твое́ заступле́ние, да велича́ем тя́ немо́лчно, я́ко вели́каго предста́теля на́шего, и прославля́ем неизрече́нное человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Триеди́наго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.