10 января день памяти Преподобного Корнилия Крыпецкого

10.01.2023

Доброго дня! Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Гавриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, ап. от 70-ти Никанора, прп. Корнилия Крыпецкого и иных святых сего дня.

 

Свт. Феофан Затворник:

Смоковница покрытая листьями была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют; оттого не имеют плодов живых; а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть плодородительная духовная сила; а что от нас, то только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень - чувство, что ты погибающий и что если не Господь - погибнешь: отсюда во всю жизнь, при всех делах и трудах - сердце сокрушенно и смиренно. Далее, как будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то страх и трепет в содевании спасения и непрестанное вопияние: "имиже веси судьбами, спаси мя ". Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя, трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа - добре; а если нет - то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодородном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай.

 

Мк. 11, 11-23:

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

Иисус, отвечая, говорит им:

имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

 

Из Охридского Пролога за 28 декабря

Рассуждение:

Притча о Божественном Младенце Христе. Когда Пресвятая Дева со Своим Божественным Младенцем и с праведным Иосифом приблизилась к городу Ермополю, то перед городскими вратами увидели они дерево. Утомленные дальней дорогой путники подошли к этому дереву, чтобы немного отдохнуть, хотя дерево было высоким и не создавало тени. Египтяне дали этому дереву название «Персея» и поклонялись ему как богу, ибо верили, что в нем скрывается некое божество. На самом деле в дереве обитал какой-то злой дух. Но как [только] Божественное Семейство подошло к этому дереву, то и ствол и крона его сильно затряслись, а злой дух, устрашенный приближением Младенца Христа, убежал прочь. Тогда дерево нагнуло к земле свою верхушку и, точно словесная тварь, поклонилось своему Создателю. Склонившееся таким образом дерево отбрасывало большую тень, в которой и отдохнули уставшие путники. С той поры это дерево получило от Владыки Христа чудодейственную целебную силу – врачевать любую болезнь в людях. После этого священные пришельцы пошли в село Матария. Близ села увидели они смоковницу, и, пока Иосиф ходил в село по каким-то делам, Пресвятая Дева укрылась с Господом под этим деревом. И – о, чудо – дерево приклонило к земле свою крону, чтобы создать для путников тень, а в нижней части рассеклось так, что Пресвятая Матерь с Младенцем могли войти в образовавшуюся впадину и немного передохнуть. И что еще удивительнее, близ этой смоковницы внезапно пробился источник чистейшей воды. Здесь поблизости Иосиф отыскал некую хижину, где они и остановились. Так и жили они на этом месте и пили воду из сего чудесного родника. Это единственный источник проточной воды, который находится в Египте, так как любая другая вода поступает из реки Нил, разветвляющейся в бесчисленные каналы и протоки. Так подобное обусловливается подобным. Господь Иисус, бессмертный и небесный Источник живой воды, вызвал Своим присутствием родник кристально чистой [в серб, букв.: живой. – Пер.] воды из земли.

Проповедь о Пресвятой Деве Богородице

Матерь Его сказала служителям:

что скажет Он вам, то сделайте.

Ин.2:5

Вот радость для всех верующих: Ближайшая ко Христу Спасителю на небесах, какой была Она и на земле, заботится о верующих, является им, помогает им и советует: что скажет Он, Сын и Бог Мой, вам, то сделайте. Такой совет дала Она служителям на браке в Кане Галилейской, – и служители послушали Ее и увидели чудо. Из тех немногих слов Пресвятой Богородицы, что записаны в Евангелии, это – драгоценное поучение, собственно, единственное Ее назидание, которое дала Она людям во время Своей жизни на земле. Что скажет Он вам, то сделайте! Она как бы хотела сказать: Он все знает, Он все может, Он всех вас любит, поэтому не озирайтесь ни туда ни сюда, но внемлите Ему и слушайте Его. Осознала Она Свой долг в этом міре: подобает Ей жить ради Него и к Нему как к Источнику жизни направлять других. Эту обязанность Она добровольно продолжила исполнять и с небес. На протяжении всей истории Церкви учила Она верующих делать то́, что́ Он сказал. И по сей день таинственно снисходит Она из Своей небесной славы в среду верующих, чтобы увещать их поступать так, как Он заповедал. Это Ее благовестие – Евангелие Пресвятой Девы Богородицы. Состоит оно не из четырех Евангелий, а из четырех слов: что скажет [Он] вам, – сделайте.

О братья мои, послушаем [Пресвятую Деву]! Прислушаемся к Ней как к Матери, и даже больше, чем к своей матери, ибо желает Она нам величайшего блага – [со]царствования в вечном Царстве Своего Сына.

О Пресвятая Дева, помоги нам исполнить Его слова. Тебе и Ему слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

КОРНИЛИЙ КРЫПЕЦКИЙ, ПРП

В два­дца­ти пя­ти ки­ло­мет­рах от го­ро­да Пско­ва на неболь­шом ост­ров­ке сре­ди бо­лот и ле­сов ныне рас­по­ло­жен Иоан­но-Бо­го­слов­ский Кры­пец­кий мо­на­стырь. Его ос­но­ва­те­лем в ХV ве­ке стал уче­ник пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на пре­по­доб­ный Сав­ва, ко­то­рый, оста­вив Спа­со-Еле­аза­ров­ский мо­на­стырь, по­се­лил­ся в этом, то­гда еще глу­хом и непро­хо­ди­мом, ме­сте. Та­ким об­ра­зом в 1455 го­ду на Псков­щине воз­ник­ла но­вая ино­че­ская оби­тель, ко­то­рая сра­зу же при­влек­ла к се­бе вни­ма­ние пра­во­слав­ных по­движ­ни­ков – лю­би­те­лей пу­стын­но­жи­тель­ства, по­же­лав­ших под­ра­жать ду­хов­ным по­дви­гам ее свя­то­го ос­но­ва­те­ля. В ХVI ве­ке в Кры­пец­ком мо­на­сты­ре при­ня­ли ино­че­ство пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский и Ни­кандр Пу­стын­но­жи­тель. Так же ис­тин­ным ду­хов­ным ра­то­бор­цем – да­ле­ким сквозь ве­ка, но близ­ким по ду­ху, – пре­ем­ни­ком пре­по­доб­но­го Сав­вы и его луч­ших уче­ни­ков – спо­движ­ни­ков, в кон­це XIX – на­ча­ле XX ве­ков стал бла­жен­ный мо­нах Кор­ни­лий, ко­то­рый все­му пра­во­слав­но­му ми­ру явил уди­ви­тель­ные да­ры бла­го­да­ти Свя­та­го Ду­ха, ко­их ред­ко кто из пра­во­слав­ных по­движ­ни­ков име­ет честь спо­до­бить­ся. Итак, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий был уро­жен­цем Псков­ско­го края, из де­рев­ни Ве­ли­кое Се­ло Кри­во­виц­ко­го при­хо­да Выш­не­гал­ков­ской во­ло­сти, что в вось­ми ки­ло­мет­рах от го­ро­да Пско­ва. По вос­по­ми­на­ни­ям по­чи­та­те­лей стар­ца, еще в дет­стве, с трех лет, маль­чик Лу­ка (имя бла­жен­но­го мо­на­ха Кор­ни­лия в ми­ру) был на­де­лен да­ром про­зор­ли­во­сти. С дет­ских лет Лу­ка лю­бил брать на се­бя чу­жие гре­хи. Все про­дел­ки или про­ка­зы сво­их сверст­ни­ков он обыч­но при­пи­сы­вал се­бе.
– Бы­ва­ло, вы­та­щат ре­бя­тиш­ки в ого­ро­де бу­ра­ки, а он уже кри­чит: «Это я. Это я!» Ну, ко­неч­но, его и ру­га­ли, и на­ка­зы­ва­ли, – рас­ска­зы­ва­ет Ва­си­лий Гра­фов, ко­то­рый лич­но знал от­ца Кор­ни­лия и глу­бо­ко его по­чи­тал.
Уже в дет­стве Лу­ка от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем. Лю­бил по­се­щать Бо­жий храм. Бу­дучи пас­ту­хом, он ча­сто остав­лял свое ста­до на во­лю Бо­жию, а сам ухо­дил к цер­ков­ной служ­бе, и ста­до его не раз­бе­га­лось.
– Сам Бог пас его ко­ро­ву­шек, – го­во­рил псков­ский юро­ди­вый бо­ля­щий Мат­фей.
– Лу­ка отро­ду был по­лу­сле­пой. Он не был обу­чен гра­мо­те, и ко­гда я как-то сду­ру по­ста­вил ему это на вид, – рас­ска­зы­ва­ет Ва­си­лий Гра­фов, – отец Кор­ни­лий на это толь­ко крот­ко от­ве­тил: «Что пти­цы го­во­рят, я и то знаю...».
В Кры­пец­кий мо­на­стырь Лу­ка при­шел в ран­ней мо­ло­до­сти, где и был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Кор­ни­лий. В оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы мо­нах Кор­ни­лий нес по­слу­ша­ние по сбо­ру по­жерт­во­ва­ний на мо­на­стырь. Од­но вре­мя был го­стин­ни­ком. Слу­ча­лось так, и в этом по­зна­ет­ся осо­бое Бо­жие по­пусти­тель­ство, что бра­тия недо­по­ни­ма­ла от­ца Кор­ни­лия. Он в сво­ем по­ве­де­нии ско­рее по­хо­дил на без­за­щит­но­го ре­бен­ка, чем на взрос­ло­го сте­пен­но­го че­ло­ве­ка. Его от­кры­то недо­люб­ли­ва­ли, его стес­ня­ли, ему да­же за­ви­до­ва­ли, ибо у бла­жен­но­го Кор­ни­лия бы­ло мно­го по­чи­та­те­лей. У стар­ца Кор­ни­лия ни­ко­гда не бы­ло от­дель­ной ке­ллии. Со­би­рая по­жерт­во­ва­ния на мо­на­стырь, мо­нах Кор­ни­лий от­ли­чал­ся уди­ви­тель­ной чест­но­стью, бо­ял­ся ко­пей­ку на се­бя из­рас­хо­до­вать, хо­тя ча­сто в том бы­ла ост­рая нуж­да («хо­тя бы хле­ба ку­пить»). Он обыч­но тер­пе­ли­во ждал, ко­гда кто-ни­будь пред­ло­жит по­есть.
Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий от­ли­чал­ся ве­ли­кой лю­бо­вью к лю­дям, всех при­хо­дя­щих к нему чем-ни­будь да уго­щал. «Де­туш­ки мои...» – обыч­но го­во­рил он тем, кто его по­се­щал. Лю­би­мым из­ре­че­ни­ем стар­ца бы­ло: «Дру­го­му по­же­ла­ешь – се­бе по­лу­чишь!» Со­би­рая на мо­на­стырь, мо­нах Кор­ни­лий обык­но­вен­но со­би­рал боль­ше всех. Но и спо­со­бы сбо­ра у него бы­ли осо­бен­ные.
«Бы­ва­ло, при­дет на Та­лаб­ские ост­ро­ва, – рас­ска­зы­ва­ла его од­но­сель­чан­ка Ан­на Фе­до­ро­ва, – ся­дет в ка­кой-ни­будь из­бе под ико­ной, начнет мо­лить­ся, по­ми­нать усоп­ших, всех по­мянет, и от­ку­да он знал име­на? Ну, ры­ба­ки и несут ему снет­ки в бла­го­дар­ность. Ему и хо­дить не на­до...»
Ча­сто отец Кор­ни­лий брал ру­ку при­хо­дя­ще­го к нему, ощу­пы­вал ее и, как буд­то га­дая, на­чи­нал го­во­рить «на поль­зу», пред­ска­зы­вал «и смерть, и бо­гат­ство, и сча­стье, и го­ре...»
– А мне, – сви­де­тель­ству­ет Ва­си­лии Гра­фов, – отец Кор­ни­лий го­во­рил: «За ру­ку бе­ру для от­во­да… Я ведь и так знаю...»
Бла­жен­ный Кор­ни­лий имел уди­ви­тель­но про­стой нрав. «И с пья­ни­ца­ми по­си­дит, бы­ва­ло, – вспо­ми­на­ет Ва­си­лий Гра­фов, – ни­ко­го не осу­дит. Ко всем был очень ра­ду­шен».
Мо­нах Кор­ни­лий, же­лая скрыть от бра­тии и дру­гих лю­дей свои доб­ро­де­те­ли, ко­и­ми его на­де­лил Гос­подь, при­нял на се­бя труд­ней­ший по­двиг юрод­ства во Хри­сте. Вот, на­при­мер, как отец Кор­ни­лий пред­ска­зал смерть од­но­го сво­е­го од­но­сель­ча­ни­на С., за­ни­мав­ше­го­ся из­во­зом. Од­на­жды С. вез от­ца Кор­ни­лия ку­да-то, а тот в пу­ти три­жды вы­ва­ли­вал­ся из са­ней в глу­бо­кий снег. Непо­нят­но бы­ло С., к че­му это Кор­ни­лий ва­ля­ет­ся, и о сво­ем недо­уме­нии рас­ска­зал он сво­им до­маш­ним. Но про­шло несколь­ко дней, и С., воз­вра­ща­ясь в нетрез­вом со­сто­я­нии из го­ро­да, вы­пал сам из са­ней и за­мерз в от­кры­том по­ле.
Ан­на Фе­до­ро­ва, кре­стьян­ка из де­рев­ни Ве­ли­кое Се­ло, од­но­сель­чан­ка от­ца Кор­ни­лия, рас­ска­зы­ва­ла:
– Ча­сто отец Кор­ни­лий де­лал вид, что он яко­бы пьян. При всех ша­тал­ся. Раз он та­кое при мо­ем му­же Ва­си­лии со­тво­рил. Си­де­ли мы у него в ке­ллии. А тут уда­ри­ли к ве­черне. Отец Кор­ни­лий вы­шел вме­сте с мо­им му­жем и, идя в цер­ковь, стал силь­но сам ша­тать­ся и его рас­ка­чи­вать. Пья­ные, да и толь­ко, а они ни­че­го не про­бо­ва­ли...
Ва­си­лию же Гра­фо­ву го­во­рил-де­лил­ся:
– Мне ви­но пить, что на крест ид­ти...
Тот же уче­ник стар­ца, го­во­ря о необы­чай­ном тер­пе­нии и сми­ре­нии от­ца Кор­ни­лия, вспо­ми­нал: «Был без­дна сми­ре­ния и все тер­пел. Скры­вал се­бя».
Ан­на Фе­до­ро­ва рас­ска­зы­ва­ла о стар­це дру­гой та­кой слу­чай:
– Од­на­жды бы­ли мы с му­жем у от­ца Кор­ни­лия. Бы­ли там и бра­тья мо­е­го му­жа. Вы­шло как-то, что бра­тья пред­ло­жи­ли мо­е­му Ва­си­лию по­ко­лоть дров для стар­ца. Ва­си­лий сра­зу со­гла­сил­ся. Вме­сте с ним по­шел и отец Кор­ни­лий. А то­пор-то у них один. Ва­си­лий взял то­пор и стал ко­лоть. Да труд­но ему, дро­ва пло­хие. А отец Кор­ни­лий взял в ру­ки ка­мень и стал кам­нем ко­лоть дро­ва, да так лег­ко, что Ва­си­лий-то мой толь­ко ди­ву ди­вил­ся. «Дей­стви­тель­но, — го­во­рит он мне по­том, — бла­го­дать по­лу­че­на у от­ца Кор­ни­лия...»
Имел ста­рец и дар дерз­но­вен­ной мо­лит­вы у Гос­по­да. Кре­стьян­ка Усти­ния из де­рев­ни Ве­ли­кое Се­ло по­ве­да­ла, как бла­жен­ный мо­нах Кор­ни­лий ис­це­лил сле­пую де­воч­ку. «Взял он ее за руч­ку и по­вел на озе­ро, омыв ей гла­за из озе­ра во­дою, бла­жен­ный ста­рец ска­зал:
– Это свя­тая во­да!
Наутро про­зрев­шая от­ро­ко­ви­ца от­слу­жи­ла мо­ле­бен пре­по­доб­но­му Сав­ве Кры­пец­ко­му и уже здо­ро­вой вер­ну­лась до­мой».
Иеро­мо­нах Кры­пец­ко­го мо­на­сты­ря Иули­ан рас­ска­зы­вал от­цу Ам­фи­ло­хию (Его­ро­ву) о том, как по мо­лит­вам от­ца Кор­ни­лия Кры­пец­кий мо­на­стырь был спа­сен от сти­хий­но­го бед­ствия.
«Я был то­гда еще мо­ло­дым по­слуш­ни­ком – по­но­ма­рем. По­мо­гал из­ред­ка и от­цу Кор­ни­лию. То ке­ллию при­ве­ду в по­ря­док, то дро­вец при­не­су. Од­на­жды отец Кор­ни­лий ска­зал мне:
– Ива­нуш­ка, в та­кой-то день (день на­зна­чил ров­но через две неде­ли!), ко­гда от­зво­нишь к ве­черне и по­дашь на "Гос­по­ди воз­звах…" ка­ди­ло, сра­зу же при­хо­ди ко мне.
Ко­гда на­сту­пил на­зна­чен­ный день, я по обы­чаю от­зво­нил к ве­черне. Ко­гда сто­ял на ко­ло­кольне, об­ра­тил вни­ма­ние на гро­зо­вую ту­чу, что по­вис­ла над Пско­вом. По­дав ка­ди­ло на "Гос­по­ди воз­звах…", вы­шел из хра­ма. По пу­ти к от­цу Кор­ни­лию уви­дел, что гро­зо­вая ту­ча по­кры­ла уже мо­на­стырь. От­ца Кор­ни­лия на­шел в сво­ей ке­ллии на мо­лит­ве в пол­ном мо­на­ше­ском оде­я­нии. Об­ра­тясь ко мне, отец Кор­ни­лий про­мол­вил:
– За гре­хи на­ши хо­чет на­ка­зать нас Гос­подь. Ста­но­вись вме­сте со мной и бу­дем мо­лить­ся, да по­ми­лу­ет Гос­подь на­шу оби­тель.
И мы ста­ли мо­лить­ся. Страш­ный рас­кат гро­мо­во­го уда­ра за­ста­вил нас вздрог­нуть. В пер­вый мо­мент нам по­ка­за­лось, что все в мо­на­сты­ре раз­ру­ши­лось. Отец Кор­ни­лий, пре­рвав мо­лит­ву, ска­зал:
– Сла­ва Бо­гу! Гос­подь по­ми­ло­вал наш мо­на­стырь. Схо­ди-ка, Ива­нуш­ка, на скот­ный двор. По­смот­ри, что там та­кое слу­чи­лось...
На скот­ном дво­ре я уви­дел, что пять гро­мад­ных бе­рез уда­ром мол­нии бы­ли рас­щеп­ле­ны в мел­кие ще­пы. Я сра­зу же вер­нул­ся к от­цу Кор­ни­лию и рас­ска­зал ему о ви­ден­ном.
– Этот удар был на­прав­лен на мо­на­стырь, но ра­ди на­ших мо­литв Гос­подь по­ми­ло­вал на­шу оби­тель, – ти­хо про­мол­вил отец Кор­ни­лий».
Од­на­жды бла­жен­ный Кор­ни­лий пре­ду­пре­ждал бра­тию мо­на­сты­ря об уни­что­же­нии мо­на­стыр­ско­го иму­ще­ства во вре­мя сти­хии: «Бу­дет у вас несча­стье: мол­ния разо­бьет мо­на­стыр­ский по­греб». Мо­на­хи на его сло­ва лишь толь­ко рас­сме­я­лись, но вско­ре во вре­мя гро­зы уда­ром мол­нии по­греб дей­стви­тель­но был раз­бит, по­сле че­го всем ста­ло не до сме­ха.
Отец Кор­ни­лий вы­со­ко чтил па­мять свя­то­го про­ро­ка Бо­жия Илии. При­хо­дя­щих к нему он по­буж­дал мо­лить­ся это­му вет­хо­за­вет­но­му пра­вед­ни­ку. «А то пло­хо бу­дет», – до­бав­лял ста­рец. Этот за­вет бла­жен­но­го Кор­ни­лия свя­то со­хра­ня­ет­ся в Пско­ве до сих пор. По­это­му по­чи­та­те­ли па­мя­ти псков­ских бла­жен­ных все­гда в день слу­же­ния па­ни­хи­ды в их па­мять за­ка­зы­ва­ют мо­ле­бен про­ро­ку Бо­жию Илии и свя­то­му Иоан­ну Бо­го­сло­ву.
Свя­щен­ни­ков, при­хо­дя­щих по обы­чаю в дом со свя­тою ико­ною, отец Кор­ни­лий ве­лел при­ни­мать с боль­шой лю­бо­вию и при этом го­во­рил:
– Да­же ес­ли ико­на чу­до­твор­ная, а ты не уго­стишь ба­тюш­ку, ма­ло бу­дет те­бе поль­зы.
Бла­жен­ный мо­нах Кор­ни­лий пред­ска­зы­вал день и час сво­ей кон­чи­ны. Пе­ред смер­тью он про­сил Ва­си­лия Гра­фо­ва схо­дить к сво­им бла­го­де­те­лям:
– Ско­ро уми­рать бу­ду, пусть при­дут по­про­щать­ся...
Пред­ска­зал отец Кор­ни­лий и то, что его те­ло пре­да­дут зем­ле с на­ру­ше­ни­ем чи­на пра­во­слав­но­го по­гре­бе­ния, не в са­мый день его от­пе­ва­ния и го­ло­вой на се­вер. Дей­стви­тель­но, так и слу­чи­лось. Гроб с те­лом стар­ца по­сле от­пе­ва­ния не сра­зу был пре­дан зем­ле по­то­му, что от­ца на­сто­я­те­ля в то вре­мя не бы­ло в мо­на­сты­ре, и остан­ки от­ца Кор­ни­лия по­ста­ви­ли в склеп под клад­би­щен­ской ча­сов­ней. На­сто­я­те­ля не до­жда­лись, и бла­жен­но­го стар­ца хо­ро­ни­ла не бра­тия, но мо­на­стыр­ские ра­бот­ни­ки, ко­то­рые, мо­жет быть, по небреж­но­сти, а мо­жет быть, да­же из-за же­ла­ния над­ру­гать­ся над бла­жен­ным стар­цем по­ло­жи­ли его го­ло­вой на се­вер.
Это со­бы­тие пре­по­доб­ный Кор­ни­лий свя­зы­вал с гря­ду­щи­ми бед­стви­я­ми Рос­сии.
– По­хо­ро­нят ме­ня – вся зем­ля за­пла­чет, – го­во­рил он еще при жиз­ни, – а ко­гда те­ло мое пе­ре­ло­жат как сле­ду­ет, то­гда и окон­чат­ся бед­ствия Рос­сии.
Сра­зу же по­сле смер­ти стар­ца на его мо­ги­ле ста­ли по­сто­ян­но со­вер­шать­ся па­ни­хи­ды.
– У пре­по­доб­но­го Сав­вы мо­леб­ны слу­жи­лись, а у стар­ца Кор­ни­лия па­ни­хи­ды, – рас­ска­зы­вал иеро­мо­нах Ам­фи­ло­хий (Его­ров), за­став­ший от­ца Кор­ни­лия еще в жи­вых. В день его кон­чи­ны неиз­вест­ный бла­го­де­тель при­сы­лал в оби­тель из го­да в год пуд осет­ри­ны.
Умер бла­жен­ный мо­нах Кор­ни­лий 28 де­каб­ря 1903 го­да, на тре­тий день по Рож­де­ству Хри­сто­ву. И, дей­стви­тель­но, с это­го вре­ме­ни на­ча­ла пла­кать Рус­ская зем­ля, как пред­ска­зал ста­рец. Быст­ро шли го­ды, вой­ны сме­ня­лись од­на за дру­гой, и, на­ко­нец, при­шла ре­во­лю­ция 1917 го­да со все­ми ее ужа­са­ми, рас­стре­ла­ми и бра­то­убий­ствен­ной вой­ной. Звер­ски бы­ла умерщ­вле­на цар­ская се­мья. И сбы­лись та­ким об­ра­зом сло­ва от­ца Кор­ни­лия: «Не бу­дет у нас ца­ря! Сме­нят его, как пло­хо­го хо­зя­и­на».
В 1913 го­ду, спу­стя де­сять лет по­сле смер­ти стар­ца, кре­стья­нин Ва­си­лий Гра­фов по­слал на имя обер-про­ку­ро­ра Свя­щен­но­го Си­но­да В.К. Саб­ле­ра по­дроб­ное жиз­не­опи­са­ние бла­жен­но­го мо­на­ха Кор­ни­лия с прось­бой ис­пол­нить по­след­нюю во­лю по­чив­ше­го: пре­дать его те­ло пра­виль­но­му по­гре­бе­нию, да не об­ру­шат­ся на Рос­сию бед­ствия, пред­ска­зан­ные мо­на­хом Кор­ни­ли­ем.
– И вот при­шел от В.К. Саб­ле­ра при­каз: «Рас­сле­до­вать!» Так мо­на­хи Кры­пец­ко­го мо­на­сты­ря быст­ро «рас­сле­до­ва­ли», – иро­ни­че­ски рас­ска­зы­вал Ва­си­лий Гра­фов, – от­пи­са­ли в Свя­щен­ный Си­нод, что, де­скать, ни­че­го не зна­ют! Да, жил он про­сто. Но бла­го­де­те­лей и по­чи­та­те­лей у него дей­стви­тель­но бы­ло мно­го.
На Поместном Соборе 1918 года архимандрит Спасо-Елеазаровой Пустыни, что под Пско­вом, отец Си­ме­он сде­лал со­об­ще­ние о бла­жен­ном мо­на­хе Кор­ни­лии Кры­пец­ком и о его за­ве­ща­нии.
– Ес­ли вы, епи­ско­пы, не по­ве­ри­те это­му, – го­во­рил взвол­но­ван­но ар­хи­манд­рит Си­ме­он, – то кто же то­гда по­ве­рит?!
По­сле ре­во­лю­ции вспом­ни­ли ино­ки Кры­пец­ко­го мо­на­сты­ря о про­ро­че­стве бла­жен­но­го мо­на­ха Кор­ни­лия, го­во­рив­ше­го, что, ко­гда его пе­ре­ло­жат, то­гда все успо­ко­ит­ся. В один день игу­мен На­фа­наил с бра­ти­ей от­слу­жи­ли ве­ли­кую па­ни­хи­ду и от­ко­па­ли мо­ги­лу. Гроб дей­стви­тель­но был най­ден по­ло­жен­ным непра­виль­но. В это вре­мя в мо­на­стырь на­гря­ну­ли крас­но­ар­мей­цы от­ря­да Се­реб­ря­ко­ва. Игу­мен На­фа­наил в ту же ночь ушел в Спа­со-Еле­аза­ро­ву Пу­стынь и в Кры­пец­кий мо­на­стырь боль­ше не вер­нул­ся.
В 1943 го­ду мит­ро­по­лит Сер­гий (Вос­кре­сен­ский), эк­зарх Лат­вий­ский и Эс­тон­ский, бла­го­сло­вил свя­щен­ни­ка-мис­си­о­не­ра Алек­сия Ионо­ва по­пы­тать­ся в оче­ред­ной раз от­крыть мо­ги­лу бла­жен­но­го мо­на­ха Кор­ни­лия. Но ис­клю­чи­тель­ные об­сто­я­тель­ства во­ен­но­го вре­ме­ни не поз­во­ли­ли осу­ще­ствить это на­ме­ре­ние. Рай­он Кры­пец­ко­го мо­на­сты­ря был уже взят пар­ти­зан­ски­ми от­ря­да­ми Со­вет­ской Ар­мии.
По­сле мно­гих де­ся­ти­ле­тий ра­зо­рен­ный и раз­ру­шен­ный Иоан­но-Бо­го­слов­ский Кры­пец­кий мо­на­стырь в 1990 го­ду был офи­ци­аль­но воз­вра­щен Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. С 1993 го­да в нем ста­ла воз­рож­дать­ся мо­на­ше­ская жизнь. Для то­го чтобы убе­дить­ся, пра­виль­но ли по­ло­жен гроб бла­жен­но­го мо­на­ха Кор­ни­лия, осе­нью 1996 го­да ар­хи­епи­скоп Ев­се­вий бла­го­сло­вил от­крыть мо­ги­лу стар­ца. Ле­том 1997 го­да был об­на­ру­жен гроб с остан­ка­ми стар­ца Кор­ни­лия. При этом все ко­сти со­хра­ни­лись це­лы­ми и на вид бы­ли жел­то­ва­то-ко­рич­не­во­го цве­та. На ру­ках со­хра­ни­лись ча­сти нетлен­ной пло­ти. От­кры­тие мо­ги­лы со­про­вож­да­лось ду­хов­ным зна­ме­ни­ем, ибо от остан­ков ис­хо­ди­ло необы­чай­ное бла­го­уха­ние. Всех при­сут­ство­вав­ших охва­тил ду­хов­ный подъ­ем. В этот мо­мент про­лил силь­ный дождь с гра­дом и двой­ной ра­ду­гой, о ко­то­ром ни в окрест­ных се­ле­ни­ях, ни в са­мом го­ро­де Пско­ве ни­кто впо­след­ствии не упо­мя­нул, по­сколь­ку в тот день сто­я­ла жар­кая, сол­неч­ная по­го­да. Са­ма при­ро­да да­ла по­нять, что свя­тые остан­ки не сле­ду­ет остав­лять в во­де и гря­зи в преж­ней мо­ги­ле, а необ­хо­ди­мо пе­ре­не­сти их в храм. По­сле до­кла­да от­ца на­мест­ни­ка игу­ме­на Да­мас­ки­на о слу­чив­шем­ся Псков­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Ев­се­вию тот бла­го­сло­вил оста­вить мо­щи стар­ца Кор­ни­лия в со­бо­ре мо­на­сты­ря до опре­де­ле­ния выс­ше­го цер­ков­но­го свя­щен­но­на­ча­лия.
С мо­мен­та об­ре­те­ния остан­ков свя­то­го стар­ца Кор­ни­лия в оби­те­ли за­мет­но уве­ли­чил­ся при­ток бо­го­моль­цев: едут со Пско­ва, из Моск­вы, Санкт-Пе­тер­бур­га, Укра­и­ны, Бе­ло­рус­сии и Си­би­ри, из раз­ных мест и го­ро­дов Рос­сии. Пра­во­слав­ные па­лом­ни­ки име­ют бла­гое на­ме­ре­ние по­мо­лить­ся в ти­хой оби­те­ли, при­ло­жить­ся к ее свя­ты­ням, осо­бен­но к свя­тым мо­щам пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия. И их труд, как из­вест­но, не оста­ет­ся без ду­хов­но­го пло­да, ибо осо­бая бли­зость «ба­тюш­ки Кор­ни­лия», бла­го­дать, ис­хо­дя­щая от его свя­тых мо­щей, сра­зу же да­ет о се­бе знать. Лю­ди раз­но­го воз­рас­та, по­ла и вос­пи­та­ния про­ни­ка­ют­ся к нему ду­хов­ной лю­бо­вью. Для мно­гих отец Кор­ни­лий в од­но­ча­сье ста­но­вит­ся та­ким же род­ным, ка­ким он был для всех при жиз­ни и к ко­то­ро­му те­перь с ве­рою, как к жи­во­му, мож­но об­ра­тить­ся и по ми­ло­сти Бо­жи­ей, а наи­па­че по при­чине мо­литв пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия, их ве­ли­ко­го дерз­но­ве­ния пе­ред Небес­ным Вла­ды­кой, по­лу­чить про­си­мое. Мно­гие из об­ра­щав­ших­ся к стар­цу Кор­ни­лию со сво­и­ми ду­хов­ны­ми нуж­да­ми и про­ше­ни­я­ми го­во­рят о той зна­чи­тель­ной ду­хов­ной поль­зе, ко­то­рую они от это­го об­ре­ли, у них незри­мо луч­шим об­ра­зом ре­ша­ют­ся жиз­нен­ные об­сто­я­тель­ства и в те­лес­ных бо­лез­нях неред­ко по­да­ет­ся об­лег­че­ние.
8 сен­тяб­ря 1998 го­да остан­ки бла­жен­но­го мо­на­ха Кор­ни­лия бы­ли пе­ре­ло­же­ны в но­вый гроб. С то­го вре­ме­ни и по сей день от пра­вой ки­сти стар­ца, по­ло­жен­ной в осо­бом ков­чеж­це, по­сто­ян­но ощу­ща­ет­ся тон­кое бла­го­уха­ние, за­сви­де­тель­ство­ван­ное мно­ги­ми бо­го­моль­ца­ми.
Бла­жен­ный ста­рец Кор­ни­лий, по­чи­та­е­мый все­ми и на Псков­щине, и за ее пре­де­ла­ми, явил жизнь свою, рав­ную жиз­ни свя­тых. Дей­ствие Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, со­вер­ша­е­мые стар­цем чу­де­са еще до его пра­вед­ной кон­чи­ны сви­де­тель­ство­ва­ли об этом. Чи­стая, Ан­гель­ская ду­ша бла­жен­но­го Кор­ни­лия, неко­гда от­ле­тев­шая в Небес­ные Оби­те­ли, те­перь в ли­ке по­ю­щих «Свят, Свят, Свят Гос­подь Бог Са­ва­оф» вто­рит этой песне. Ду­хом сво­им он бли­зок к Бо­гу и к нам, пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, жи­ву­щим на зем­ле и пы­та­ю­щим­ся, по си­ле сво­ей, под­ра­жать его ду­хов­но­му при­ме­ру.
Бла­жен­ный Кор­ни­лий свят, и ду­ша его в Цар­ствии Небес­ном пред­сто­ит Бо­гу, мо­лит­ва его дерз­но­вен­на, ибо все это яв­ля­ет и до­ка­зы­ва­ет ре­ли­ги­оз­ный опыт, свя­зан­ный с име­нем это­го до­сто­по­чтен­но­го стар­ца. По­это­му Бог, про­слав­ля­ю­щий сво­их свя­тых, про­сла­вил на зем­ле и бла­жен­но­го стар­ца Кор­ни­лия. 10 ян­ва­ря 2000 го­да, по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II, вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­шим Ев­се­ви­ем, ар­хи­епи­ско­пом Псков­ским и Ве­ли­ко­лук­ским, в Кры­пец­ком мо­на­сты­ре при огром­ном сте­че­нии на­ро­да бы­ло со­вер­ше­но тор­же­ствен­ное бо­го­слу­же­ние с чи­ном про­слав­ле­ния пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия Кры­пец­ко­го в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых.

Пре­по­добне от­че наш Кор­ни­лие, мо­ли Бо­га о нас!

Тропарь преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу, глас 3

От ю́ности ве́лию любо́вь ко Го́споду в себе́ име́я, блаже́нне, воздержа́нием и послуша́нием житие́ твое́ украси́л еси́, любве́ и смире́нию лю́ди безмо́лвно учи́л еси́, дея́нием и сло́вом бу́дущая явля́я, я́ко настоя́щая. Ты́ же, преподо́бне о́тче на́ш Корни́лие, я́ко и́маши дерзнове́ние мно́гое, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: С юности великую любовь ко Господу имея, блаженный, воздержанием и послушанием жизнь свою украсил ты, любви и смирению людей безмолвно учил ты, делом и словом показывая будущее, как настоящее. Ты же, преподобный отче наш Корнилий, как имеющий многое дерзновение, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Кондак преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу, глас 4

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́, богому́дре, терпе́нием и смире́нием а́нгельския ли́ки удиви́л еси́, и диа́вола мучи́теля посрами́л еси́, да́ром от Бо́га прови́дения обогати́лся еси́, все́м тре́бующым твои́ми моли́твами по́мощь подава́л еси́. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: ра́дуйся, Корни́лие блаже́нне.

Перевод: Подвигом добрым подвизался ты, Богомудрый, терпением и смирением удивил собрание ангельское и диавола мучителя посрамил ты, даром прозорливости от Бога обогатился, всем нуждающимся твоими молитвами помощь подавал ты. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Корнилий блаженный».

Молитва преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу

О, святы́й, преблаже́нный и богопросла́вленный уго́дниче и чудотво́рче, преподо́бне о́тче на́ш Корни́лие, ско́рый помо́щниче и усе́рдный засту́пниче все́х, с ве́рою и любо́вию к тебе́ прибега́ющих. Ты́ от ю́ности твоея́ ми́р су́етный возненави́дел еси́, мона́шества и юро́дства пу́ть ко спасе́нию и к Ца́рствию Небе́сному предъизбра́л еси́: прише́д же во оби́тель сию́ свята́го Са́ввы, в не́й трудолю́бно и богоуго́дне подвиза́вся, го́рняго Сио́на до́блественно дости́гл еси́. Ублажа́юще у́бо тя́, пра́ведный челове́че Бо́жий, про́сим и мо́лим тя́, испроси́ на́м у Созда́теля на́шего вели́кия и бога́тыя да́ры бла́гости Его́: земли́ благопло́дие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны, ми́р во дне́х на́ших, благоче́стия умноже́ние, боля́щым здра́вие, скорбя́щым утеше́ние, уныва́ющым ободре́ние, си́рым по́мощь, убо́гим снабде́ние, подвиза́ющымся преспе́яние, умира́ющим благу́ю христиа́нскую кончи́ну и все́м пра́во ве́рующим ве́чное спасе́ние, держа́ву же на́шу и святу́ю оби́тель сию́ соблюди́ в ми́ре и благоустрое́нии. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, но яви́ на́м свято́е твое́ заступле́ние, да велича́ем тя́ немо́лчно, я́ко вели́каго предста́теля на́шего, и прославля́ем неизрече́нное человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Триеди́наго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.