10 сентября день памяти Праведной Анны Пророчицы

10.09.2022

Доброго дня! Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моимимыслями и чувствами, во славу Твою, а мне грешному во спасение с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прав. Анны пророчицы, прп. Моисея Мурина, прп. Саввы Крыпецкого Псковского, прп. Иова Почаевского, Киево-Печерских (с Феодосием) и иных святых сего дня! 

 

Свт. Феофан Затворник:

"Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"; отдай всякому свое. Отсюда закон: не одною стороною угождай Богу, а всякою, какою угождать можешь и должен; всякую силу свою и всякий способ свой обращай на служение Богу. Сказав: отдавай кесарево кесарю, Господь показал, что такое действование угодно Ему. Если под кесаревым будешь разуметь все вообще порядки земной жизни, необходимые и существенные, а под Божиими - все порядки Богом учрежденной Церкви, то отсюда выйдет, что все пути жизни нашей переполнены способами ко спасению. Внимай только и успевай всем пользоваться и всюду действовать сообразно с Божиею волею, так как хочет от тебя Бог, - спасение у тебя под руками. Можешь так устроиться, что ни шаг, то дело угодное Богу, и следовательно, шаг ко спасению, ибо путь спасения есть шествие путем воли Божией. Ходи в присутствии Божием, внимай, рассуждай и, не жалея себя, приступай тотчас к делу, на какое укажет тебе в ту пору совесть.

 

1 Кор. 2, 6-9:

Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,

но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Но, как написано: [Зач. 127.] не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

 

Мф. 22, 15-22:

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо;

итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

И говорит им: чье это изображение и надпись?

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

 

Из Охридского Пролога за 28 августа

Рассуждение:

Истинный христианин избегает людской похвалы; [и] не только избегает, но [и] искренне страшится ее. Преподобный Савва Псковский оставил и игуменство, и монастырь, и благодушную братию в монастыре – и удалился в пустынные пределы, чтобы только избежать похвалы от людей. Ведь человеческая похвала окрадывает наше сердце. Некий благочестивый князь, услышав о подвигах преподобного Моисея Мурина, пришел со своей свитой в пустыню, чтобы [только] увидеть его. Моисею сообщили, что в его обитель прибывает князь. Моисей стремительно выбежал из монастырских ворот и помчался прочь, дабы где угодно укрыться от высоких посетителей, но внезапно на них натолкнулся. «Где келья аввы Моисея?» – спросили его княжеские слуги, не подозревая, что перед ними сам Моисей. А он отверз уста и сказал: «На что он вам? Ведь это безумный старец, весьма лживый и весь [преданный] нечистой жизни». Выслушав такое, гости изумились, но продолжили свой путь. Когда подъехали они к келье преподобного Моисея, то спросили, где старец, а монахи сказали, что его здесь нет. Тогда поведали они, что некий встречный инок рассказал им о Моисее. Монахи опечалились, но в то же время спросили: «Как выглядит тот старец, который говорил вам [такие] хульные слова на святого мужа?» Когда же рассказали они, что он был весьма черен лицом, высок и в старенькой рясе, то все монахи громко воскликнули: «Да это и впрямь авва Моисей!» Из этого происшествия князь вынес много духовной пользы и вернулся домой радостным.

Проповедь о внешнем виде Мессии

И мы видели Его, и не было в Нем вида,

который привлекал бы нас к Нему.

Ис.53:2

Это пророк говорит о Владыке Христе как человеке. Не было в Нем ни вида, ни красоты! Неужели Тот, Кто придал [благообразный] облик всякой твари и сотворил прекрасных небесных Ангелов и всё благолепие вселенной, не имел ни вида, ни красоты? Не должно вас это смущать, братья. Мог Он явиться таким, каким хотел. Но не пожелал явиться ни в ангельском достоинстве, ни в царственном могуществе, ни в роскоши богачей. Идущий в дом скорби и траура не одевается в парадный костюм, да и врач не надевает на себя дорогие одежды, когда обходит тяжелобольных. А [ведь] Господь и пришел в дом траура и в больницу. Тело – это одеяние души. Облекся Он в простое одеяние, чтобы действовать не [изысканностью] одежд, а силой духа. Мы в точности не знаем, как Он выглядел. Согласно преданию, Его лицо было смуглым, а волосы каштанового цвета. Когда царь Авгарь послал своего живописца Ананию изобразить [на холсте] лицо Господа, Анания не мог передать ни одной Его черты, ибо, как повествуют, лик Христа сиял неким необыкновенным светом.

Впрочем, если бы даже Христос и облекся в самое прекрасное тело, которое только мог Он [Сам] Себе создать, то что бы значила вся Его красота по сравнению с бессмертной лепотой Его Божества? Величайшая земная красота – едва ли тень лепоты небесной. Пророк Даниил был молодым и красивым человеком, но когда рядом с ним встал Божий Ангел, то, как он сам говорит, во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился (Дан. 10:8). Да и что такое бренное лицо человека в сопоставлении с бессмертным ликом Божия Ангела? Это всё равно что тьма подле света. А посему и пророк, взирая на Христа, бессмертного Царя в человеческой плоти, и сравнивая Его земной образ с бессмертным небесным ликом, должен был воскликнуть: Не было в Нем ни вида, ни красоты!

О Господи благий и преблагий, ради нас облекшийся в нашу худую телесную одежду, дабы послужить нам, а не устрашить нас, – Тебе слава и [по]хвала, Тебе слава и [по]хвала, Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРАВЕДНАЯ АННА ПРОРОЧИЦА

Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую благочестивую жизнь, "не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2, 37). Когда праведной Анне было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Праведная Анна слышала пророческие слова святого Симеона Богоприимца, сказанные Пресвятой Богородице. Пророчица вместе со святым Симеоном славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир (Лк. 2, 38).

Память праведной Анны Пророчицы приходится также на 3 февраля, когда она вспоминается с праведным Симеоном Богоприимцем в попразднство Сретения Господня.

Тропарь праведным Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, глас 1

Ра́дуйся, Богоприи́мче ста́рче Симео́не,/ во объя́тия прие́мый Спа́са Го́спода./ Весели́ся и ты, честна́я проро́чице А́нно,/ возвести́вши прише́ствие в мир Христа́ Бо́га на́шего,/ сокруши́вшаго держа́ву вра́жию// и подаю́щего нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Радуйся, Богоприимец старец Симеон, в объятья принявший Спасителя Господа. Торжествуй и ты, почтенная пророчица Анна, возвестившие пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившего власть врага и подающего нам великую милость.

Кондак праведным Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, глас 8

Во избра́нных Бо́жиих, блаже́нне ста́рче Симео́не,/ на Небеси́ предстои́ши пред лице́м Христа́ Бо́га,/ Его́же во хра́ме, я́ко Младе́нца руконоси́маго,/ во объя́тия своя́ от всепречи́стых рук прия́л еси́/ и со А́нною проро́чицею я́ко Бо́га испове́дал еси́./ Те́мже похва́льными гла́сы ублажа́ем вас:/ ра́дуйся, Богоприи́мче ста́рче Симео́не,/ ра́дуйся, проро́чице честна́я А́нно,// ра́дуйтеся, Бо́га во пло́ти позна́вшии.

Перевод: Среди избранников Божиих, блаженный старец Симеон, на Небесах предстоишь перед лицом Христа Бога, Его же в храме, как Младенца на руках носимого, в объятия свои из пречистых рук ты принял и с пророчицей Анной признал Его Богом. Потому молитвенными песнопениями прославляем вас: «Радуйся, Богоприимец старец Симеон, радуйся, пророчица почтенная Анна, радуйтесь, увидевшие Бога во плоти».