Свт. Феофан Затворник:
«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк.11,21–22). Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душою такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидали бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.
Апостола Павла послание к колоссянам
Лит. - Кол. 4:2-9
Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Евангелие по Луке
Лк. 11:14-23
Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Из Охридского Пролога за 28 октября
Рассуждение
Святой Димитрий Ростовский был святителем древней и подлинной святоотеческой закалки. Не только сам писал он прекрасные поучительные книги, но и [собственным] примером светил своей пастве. Был изрядным постником и молитвенником. Отличался таким смирением, что даже семинаристов, [воспитанников] своей семинарии, просил молиться о себе Богу. Когда слышался бой часов, отмеряющих время, святитель вставал на молитву и читал «Богородице Дево, радуйся...» Когда посещала его болезнь, что бывало нередко, он просил семинаристов, чтобы каждый из них пять раз прочитал за него молитву «Отче наш...», помышляя о пяти язвах Господа Иисуса Христа. Однажды явилась ему святая великомученица Варвара и с улыбкой спросила: «Почему ты молишься по-латински?» То есть почему молишься Богу кратко. От этой укоризны, хоть и кроткой, святитель Димитрий впал в великую скорбь. Но великомученица ободрила его, сказав: «Не бойся!» В другой раз явился ему святой мученик Орест [врач] (память его 10 ноября), именно тогда, когда святой Димитрий составлял его житие, и поведал: «Претерпел я вящие мучения за Христа, нежели ты написал». И, открыв ему рану на левом боку, засвидетельствовал: «Это след от прободения раскаленным железом». Затем протянул ему левую руку и сказал: «Здесь мне сделали надрез». Наконец, показав ему ногу выше колена, молвил: «Это место рассекли мне косой». Когда святитель Димитрий размышлял, какой это Орест: тот ли, из пяточисленных мучеников (память их 13 декабря), – явившийся ему святой, прочитав его мысль, ответил: «Не из пяточисленных я мучеников, а тот, чье житие ты сейчас написал».
Проповедь о молитве к Богу, чтобы спас Он душу от брения
Спаси мя от брения, да не угле́бну.
Пс. 68:15
Брением, братья, облечена наша душа, и на службу ей дана повозка из праха. Да не утонет же наша душа в прахе [и брении]! Да не отдаст себя им в рабство и плен! Да не угаснет живая искра в бренной могиле! Весьма обширно поле земного праха, влекущее нас к себе, но еще пространнее необъятное царство духовное, именующее душу своей сродницей. По телесному брению мы и впрямь родственны земле, а по духу мы в родстве с небом. Поселенцы мы в убогих хибарках, воины в переносных палатках. Господи, спаси мя от брения! Так молится кающийся царь, сперва уступавший брению и [праху], пока не увидел он, что влекут они его в бездну погибели. Прах – это тело человеческое со своими грезами, прах – все злонамеренные люди, противоборствующие праведнику, прах суть и демоны со своими устрашениями и тревогами. От всего этого праха да спасет нас Господь! Только Он это может. А мы постараемся перво-наперво увидеть неприятеля в нас самих – того, кто притягивает к нам [всех] прочих врагов. Величайшее бедствие для грешника – в том, что сам он – союзник собственных супостатов, то есть сознательно или даже не осознавая [того] противник самому себе. А праведник надежно утвердил свою душу в Боге и в Божием Царствии, и [посему] он не боится: не боится, во-первых, самого себя и, во-вторых, не испытывает страха перед [всеми] прочими неприятелями. Нет у него ни смущения, ни тревоги, ибо не союзник и не сообщник он врагам души своей. Поэтому ни люди, ни бесы не способны причинить ему вреда. Его Союзник – Бог, его защитники – Божии Ангелы, – что тогда может сделать ему человек, или демон, или любой прах и брение?
О Господи Боже наш, Триипостасный и Единый, вдохнувший живую душу в брение нашей плоти, спаси нас по милости Твоей, дабы [не погрязли мы и] не утонули [ни в прахе, ни в брении]. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТИТЕЛЬ АРСЕНИЙ, АРХИЕПИСКОП СЕРБСКИЙ
Личность святого Арсения имела великое значение в истории Сербской Церкви и Церкви Вселенской. Именно он смог сберечь и передать уже своим преемникам традиции святого Саввы Сербского как его ближайший ученик и преемник. Кроме того, именно благодаря ему Косово стало еще до Косовской битвы духовным центром для сербов. Здесь сербские влыдыки возводили свои задужбины – новые обители во спасение своей души. В XVI–XVIII веках Печ стал духовной столицей и для всех православных славян Балкан, ибо все они входили в обновленную Печскую патриархию.
Святой Савва, когда нависла опасность вторжения татар на Балканы, благословил своего лучшего ученика найти на юге державы новое, более безопасное место для Сербской архиепископии. Тогда-то святой Арсений и облюбовал город Печ в Косово для этой высокой цели. В Печи он построил церковь святых апостолов, освятив навсегда это место своей благодатной личностью. С тех пор этот монастырь и храм, в котором были поставлены мощи святого, стали духовным центром всего сербского народа, и именно здесь Сербская архиепископия переросла в патриархию, чтобы потом, во время турецкого ига, объединить всех православных славян Балкан.
Тропарь святителю Арсению, архиепископу Сербскому, глас 8
Ми́лости наста́вниче, и благоутро́бия сокро́вище,/ е́же все́м отве́рзл еси́,/ правове́рия учи́телю, и архие́реев Боже́ственное удобре́ние,/ о́тче наш иера́рше Арсе́ние,/ ни́щих был еси́ засту́пник:/ тем моли́ Христа́ Бо́га,// просвети́ти ду́ши на́ша, да не когда́ усне́м в смерть.
Перевод: Милости наставник и милосердия сокровищница, которую ты всем открыл, православия учитель и архиереев священное украшение, отче наш иерарх Арсений, ты был защитником нищих, потому моли Христа Бога просветить души наши, да не уснем мы смертным сном.
Кондак святителю Арсению, архиепископу Сербскому, глас 2
В пи́щи слове́с твои́х, Богоно́се Арсе́ние,/ разу́мно ча́да твоя́ пита́я,/ язы́ком хваля́, устна́ми же пе́ние принося́, веща́нием зовы́й:// Христе́, Ты еси́ Свет неизрече́нный.
Перевод: Пищей поучений твоих, Богоносный Арсений, духовно чад твоих питая, речью своей Бога прославляя, и молитвенные песнопения принося, ты взывал: «Христос, Ты есть Свет неизреченный».
Величание святителю Арсению, архиепископу Сербскому
Велича́ем тя, святи́телю о́тче Арсе́ние, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.