10 ноября день памяти Святителя Арсения Сербского

10.11.2022

Свт. Феофан Затворник:

«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк.11,21–22). Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душою такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидали бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.

 

Апостола Павла послание к колоссянам

Лит. - Кол. 4:2-9

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,

дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.

Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.

Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,

которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,

с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

 

Евангелие по Луке

Лк. 11:14-23

Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;

если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;

когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

 

Из Охридского Пролога за 28 октября

Рассуждение

Святой Димитрий Ростовский был святителем древней и подлинной святоотеческой закалки. Не только сам писал он прекрасные поучительные книги, но и [собственным] примером светил своей пастве. Был изрядным постником и молитвенником. Отличался таким смирением, что даже семинаристов, [воспитанников] своей семинарии, просил молиться о себе Богу. Когда слышался бой часов, отмеряющих время, святитель вставал на молитву и читал «Богородице Дево, радуйся...» Когда посещала его болезнь, что бывало нередко, он просил семинаристов, чтобы каждый из них пять раз прочитал за него молитву «Отче наш...», помышляя о пяти язвах Господа Иисуса Христа. Однажды явилась ему святая великомученица Варвара и с улыбкой спросила: «Почему ты молишься по-латински?» То есть почему молишься Богу кратко. От этой укоризны, хоть и кроткой, святитель Димитрий впал в великую скорбь. Но великомученица ободрила его, сказав: «Не бойся!» В другой раз явился ему святой мученик Орест [врач] (память его 10 ноября), именно тогда, когда святой Димитрий составлял его житие, и поведал: «Претерпел я вящие мучения за Христа, нежели ты написал». И, открыв ему рану на левом боку, засвидетельствовал: «Это след от прободения раскаленным железом». Затем протянул ему левую руку и сказал: «Здесь мне сделали надрез». Наконец, показав ему ногу выше колена, молвил: «Это место рассекли мне косой». Когда святитель Димитрий размышлял, какой это Орест: тот ли, из пяточисленных мучеников (память их 13 декабря), – явившийся ему святой, прочитав его мысль, ответил: «Не из пяточисленных я мучеников, а тот, чье житие ты сейчас написал».

Проповедь о молитве к Богу, чтобы спас Он душу от брения

Спаси мя от брения, да не угле́бну.

Пс. 68:15

Брением, братья, облечена наша душа, и на службу ей дана повозка из праха. Да не утонет же наша душа в прахе [и брении]! Да не отдаст себя им в рабство и плен! Да не угаснет живая искра в бренной могиле! Весьма обширно поле земного праха, влекущее нас к себе, но еще пространнее необъятное царство духовное, именующее душу своей сродницей. По телесному брению мы и впрямь родственны земле, а по духу мы в родстве с небом. Поселенцы мы в убогих хибарках, воины в переносных палатках. Господи, спаси мя от брения! Так молится кающийся царь, сперва уступавший брению и [праху], пока не увидел он, что влекут они его в бездну погибели. Прах – это тело человеческое со своими грезами, прах – все злонамеренные люди, противоборствующие праведнику, прах суть и демоны со своими устрашениями и тревогами. От всего этого праха да спасет нас Господь! Только Он это может. А мы постараемся перво-наперво увидеть неприятеля в нас самих – того, кто притягивает к нам [всех] прочих врагов. Величайшее бедствие для грешника – в том, что сам он – союзник собственных супостатов, то есть сознательно или даже не осознавая [того] противник самому себе. А праведник надежно утвердил свою душу в Боге и в Божием Царствии, и [посему] он не боится: не боится, во-первых, самого себя и, во-вторых, не испытывает страха перед [всеми] прочими неприятелями. Нет у него ни смущения, ни тревоги, ибо не союзник и не сообщник он врагам души своей. Поэтому ни люди, ни бесы не способны причинить ему вреда. Его Союзник – Бог, его защитники – Божии Ангелы, – что тогда может сделать ему человек, или демон, или любой прах и брение?

О Господи Боже наш, Триипостасный и Единый, вдохнувший живую душу в брение нашей плоти, спаси нас по милости Твоей, дабы [не погрязли мы и] не утонули [ни в прахе, ни в брении]. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТИТЕЛЬ АРСЕНИЙ, АРХИЕПИСКОП СЕРБСКИЙ

Лич­ность свя­то­го Ар­се­ния име­ла ве­ли­кое зна­че­ние в ис­то­рии Серб­ской Церк­ви и Церк­ви Все­лен­ской. Имен­но он смог сбе­речь и пе­ре­дать уже сво­им пре­ем­ни­кам тра­ди­ции свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го как его бли­жай­ший уче­ник и пре­ем­ник. Кро­ме то­го, имен­но бла­го­да­ря ему Ко­со­во ста­ло еще до Ко­сов­ской бит­вы ду­хов­ным цен­тром для сер­бов. Здесь серб­ские влы­ды­ки воз­во­ди­ли свои за­дуж­би­ны – но­вые оби­те­ли во спа­се­ние сво­ей ду­ши. В XVI–XVIII ве­ках Печ ста­л ду­хов­ной сто­ли­цей и для всех пра­во­слав­ных сла­вян Бал­кан, ибо все они вхо­ди­ли в об­нов­лен­ную Печ­скую пат­ри­ар­хию.

Свя­той Сав­ва, ко­гда на­вис­ла опас­ность втор­же­ния та­тар на Бал­ка­ны, бла­го­сло­вил сво­е­го луч­ше­го уче­ни­ка най­ти на юге дер­жа­вы но­вое, бо­лее без­опас­ное ме­сто для Серб­ской ар­хи­епи­ско­пии. То­гда-то свя­той Ар­се­ний и об­лю­бо­вал го­род Печ в Ко­со­во для этой вы­со­кой це­ли. В Пе­чи он по­стро­ил цер­ковь свя­тых апо­сто­лов, освя­тив на­все­гда это ме­сто сво­ей бла­го­дат­ной лич­но­стью. С тех пор этот мо­на­стырь и храм, в ко­то­ром бы­ли по­став­ле­ны мо­щи свя­то­го, ста­ли ду­хов­ным цен­тром все­го серб­ско­го на­ро­да, и имен­но здесь Серб­ская ар­хи­епи­ско­пия пе­ре­рос­ла в пат­ри­ар­хию, чтобы по­том, во вре­мя ту­рец­ко­го ига, объ­еди­нить всех пра­во­слав­ных сла­вян Бал­кан.

Тропарь святителю Арсению, архиепископу Сербскому, глас 8

Ми́лости наста́вниче, и благоутро́бия сокро́вище,/ е́же все́м отве́рзл еси́,/ правове́рия учи́телю, и архие́реев Боже́ственное удобре́ние,/ о́тче наш иера́рше Арсе́ние,/ ни́щих был еси́ засту́пник:/ тем моли́ Христа́ Бо́га,// просвети́ти ду́ши на́ша, да не когда́ усне́м в смерть.

Перевод: Милости наставник и милосердия сокровищница, которую ты всем открыл, православия учитель и архиереев священное украшение, отче наш иерарх Арсений, ты был защитником нищих, потому моли Христа Бога просветить души наши, да не уснем мы смертным сном.

Кондак святителю Арсению, архиепископу Сербскому, глас 2

В пи́щи слове́с твои́х, Богоно́се Арсе́ние,/ разу́мно ча́да твоя́ пита́я,/ язы́ком хваля́, устна́ми же пе́ние принося́, веща́нием зовы́й:// Христе́, Ты еси́ Свет неизрече́нный.

Перевод: Пищей поучений твоих, Богоносный Арсений, духовно чад твоих питая, речью своей Бога прославляя, и молитвенные песнопения принося, ты взывал: «Христос, Ты есть Свет неизреченный».

Величание святителю Арсению, архиепископу Сербскому

Велича́ем тя, святи́телю о́тче Арсе́ние, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.