10 мая день памяти Апостола от 70-ти Симеона Иерусалимского, сродника Господня по плоти, епископа

10.05.2022

С 3-й седмицей по Пасхе!  

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле,* на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, ап. и сщмч. Симеона, срод. Господня и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник:

"Уверовал и сам Симон и крестившись не отходил от Филиппа". И веровал и крестился, а ничего не вышло из него. Надо думать, что в строе веры его было что либо недолжное. Вера искренняя - отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая между действиями веры и мудрствования ума. Таков и был Симон - образ для всех еретиков; таковы и все, с своими мудрованиями вступающие в область веры, как прежде, так и теперь. Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда: для себя - когда они остаются безгласными, для других - когда не удерживается в них одних эта путаница, а прорывается наружу, по их жажде быть учителями. Отсюда всегда выходит партия лиц более или менее погрешающих в вере, с несчастною уверенностью в непогрешимости и бедственным позывом всех переделать на свой лад.

Деяния св. апп. Гл. 8: 5 - 17

Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. 

Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. 

Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

И была радость великая в том городе. 

Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. 

Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. 

Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. 

Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 

которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. 

Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. 

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

От Иоанна св. благов. Гл. 6: 27 - 33

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. 

Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 

Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? 

Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. 

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. 

Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

Из Охридского Пролога за 27 апреля: 

Рассуждение

Правой вере надлежит быть гонимой в міре сем. Об этом и Сам Спаситель ясно и недвусмысленно возвестил Своим Апостолам. А святой Аполлинарий Иерапольский в сочинении против еретиков-монтанистов говорит: «Пусть скажут нам пред Богом, кто из всех их пророков, начиная от Монтана и его жен, был гоним иудеями и умерщвлен нечестивыми? Никто. Кто из них был взят за имя Христово и распят на кресте? [Опять-таки никто.] Была ли когда-нибудь какая из жен подвергнута бичеванию или побита камнями в иудейских синагогах? Нигде, никогда».

Итак, православный святитель хочет этим сказать, что правую веру в міре сем обязательно будут преследовать. Ереси обыкновенно ближе мірскому и демоническому духу, поэтому мір и демоны не гонят своих [присных]. Быть постоянно гонимой – с короткими передышками – вот отличительное качество православной веры и Церкви. Гонение это на протяжении всей истории имело место либо снаружи, либо изнутри: снаружи от иноверцев, изнутри от еретиков.

Проповедь о гонении благочестивых

Все, желающие жить благочестиво 

во Христе Иисусе, будут гонимы. 

2Тим. 3:12; Деян. 14:22

Господь Иисус предрек это и удостоверил собственным примером. Апостолы проповедали это и доказали на самих себе. И все богоносные Отцы Церкви, исповедники и мученики возвестили об этом, своей жизнью засвидетельствовав [истинность этих слов]. Можно ли тогда еще сомневаться, что в Царство Божие входят узкими и тесными вратами? Можно хоть на миг усомниться в том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие? Нет, не существует здесь уже никакой основы или оправдания [для] сомнений. Может ли овца жить среди волков, не подвергаясь от них нападениям? Может ли свеча гореть на скрещении ветров и не колыхаться [пламенем] туда и сюда? Может ли благородное фруктовое дерево расти при дороге и не обираться прохожими? Так и Церковь, обитель благочестивых душ, не может не быть гонимой: язычниками, идолопоклонниками, еретиками, отступниками, страстями и пороками, грехами и беззакониями, міром и бесами. Равно как и ни одна благочестивая душа не может пребыть без гонений: либо внешних, либо внутренних – пока не разлучится с телом и міром. Может [быть], кто-то станет против этого возражать, доказывая это иначе, [опираясь на] собственные расчеты и на доморощенную логику. Впрочем, не помогают здесь ни разум, ни логика одного человека: тысячи распятых говорят иначе, тысячи сожженных громогласно вещают о другом, тысячи обезглавленных доказывают это иным образом, и тысячи утопленных свидетельствуют [совсем] не так.

О братья мои, христианская вера сильна не только тогда, когда согласуется с чувственным разумом и с эмпирической логикой, но и когда (и даже нарочито когда) противится она такому разуму и такой логике.

Все желающие жить благочестиво... будут гонимы. Апостол предрекает это на заре христианских веков, а двадцать христианских столетий откликаются многоголосым эхом, удостоверяющим истинность пророчества.

О воскресший Господи, излей на нас свет, чтобы быть нам благочестивыми до конца, и приложи сил, чтобы до конца претерпеть и гонения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СИМЕОН

Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень, был сыном Клеопы, младшего брата святого Иосифа Обручника. В зрелом возрасте он увидел чудеса Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой Симеон проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова (+ 63; память 23 октября), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали святого апостола Симеона. В правление императора Траяна (98 - 117) римскому правителю Аттику донесли, что святой Симеон происходит из рода царя Давида (римляне уничтожали всех потомков царя Давида) и исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем и после долгих мучений распяли на кресте.

Тропарь апостолу и священномученику Симеону, епископу Иерусалимскому, сроднику Господню, глас 1

Христо́ва тя сро́дника, Симео́не священнонача́льниче,/ и му́ченика тве́рда свяще́нно восхваля́ем,/ пре́лесть потреби́вшаго/ и ве́ру соблю́дшаго./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Перевод: Тебя, родственника Христа, священноначальник Симеон, и стойкого мученика церковными песнопениями прославляем, истребившего заблуждения и сохранившего веру. Потому сегодня пресвятую твою память празднуя, получаем прощение грехов твоими молитвами.

Ин тропарь апостолу и священномученику Симеону, епископу Иерусалимскому, сроднику Господню, глас 4

В ми́ре ра́дуешися, Симео́не Иерусали́мский,/ любе́зно Христу́ Бо́гу,/ те́ло душе́вное чи́сто сохрани́в,/ претерпе́вый страсть теле́сную, долготерпели́ве, кре́пко,/ и в коне́ц на кресте́ ра́спят бысть./ Ты бо, И́стинному Рачи́телю подо́бяся,/ и от ми́ра ско́ро отлучи́ся,/ лю́тыя я́звы на себе́ понесе́// и мо́лишися о душа́х на́ших.

Перевод: Мирно радуешься, Симеон Иерусалимский, угодно Христу Богу, тело душевное (1Кор.15:44) сохранив в чистоте, стойко претерпевший страдания телесные, долготерпеливый, и в конце быв распят на кресте. Поскольку ты, уподобляясь Истинному Заступнику, и от мира быстро отошел, перенес жестокие ранения и молишься о душах наших.

Кондак апостолу и священномученику Симеону, епископу Иерусалимскому, сроднику Господню, глас 4

Я́ко звезду́ преве́лию, Це́рковь, иму́щи днесь Богоглаго́ливаго Симео́на,/ светово́дится, зову́щи:// ра́дуйся, му́чеников честны́й ве́нче.

Перевод: Как светом великой путеводной звезды, Церковь сегодня руководится проповедующим Бога Симеоном, взывая: «Радуйся, почитаемый венец мучеников».