Доброго дня! Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, иконы Б.М. "Знамение", архистратигов Михаила, Иегудиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. крещении Гавриила, Псковского чуд., свт. Иакова, еп. Ростовского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
"Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение". Вот суд над человеческой мудростью и разумностью. И он видимо исполняется. Откровение теперь перед глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить. Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто - приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем. "Как - я?. . . Ни за что!" Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты слеп, "мжай", то есть кое-что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния!. . .
Гал. 5, 22-6, 2:
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать...
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Лк. 10, 19-21:
се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Из Охридского Пролога за 27 ноября
Рассуждение:
Когда святому Иакову палач отрезал большой палец на правой руке, он произнес: «[И виноградная] лоза обрезывается так, чтобы на ней выросли молодые побеги». По отсечении второго пальца сказал: «Прими, Господи, и вторую ветвь от Твоего сада». Когда отрезали третий палец, возгласил: «Славословлю Отца и Сына и Святого Духа». Когда отрезали ему четвертый палец, воскликнул: «Принявший хваление от четырех животных, прими [в жертву Себе и] страдание [моего] четвертого пальца». По отсечении пятого пальца громко произнес: «Наступает веселье для меня, как на браке [Божественного Жениха для] пяти мудрых дев». Когда отрезали ему шестой палец [уже на левой руке], святой Иаков вознес хвалу Богу: «Благодарю Тебя, Господи, что сподобил Ты меня и шестой палец принести в жертву Тебе, простершему на кресте пречистые руки Твои в шестой [день и] час». По отсечении седьмого пальца возгласил: «Подобно Давиду, прославлявшему Тебя седмерицей в день, ныне и я прославляю Тебя семью пальцами, отрезанными ради Тебя». Когда отсекли ему восьмой палец, сказал: «Ты Сам, Господи, принял обрезание в восьмой день». По отсечении девятого пальца [святой Иаков] воскликнул: «В девятый час предал Ты дух в руки Отца Своего, Христе мой, и я приношу Тебе хвалу в страдании девятого перста». Когда отрезали ему десятый палец, громко возгласил: «На десятиструнной псалтири воспеваю Тебя, Боже, и благодарю Тебя за то, что удостоил Ты меня претерпеть отсечение десяти пальцев на двух моих руках за десять заповедей, начертанных на двух скрижалях».
О, пречудная вера и любовь! О, сколь мужественна душа у [сего доблестного] Христова ратника!
Проповедь о совершенном человеке
Доколе все придем в единство веры и познания
Сына Божия, в мужа совершенного,
в меру полного возраста Христова.
Еф. 4:13
Единство веры, братья, и познание Сына Божия, Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, соединяет двух человек в единого человека, тысячу человек – в единого человека, многие миллионы людей – в единого человека. Единство веры в Господа Иисуса Христа и правильное, православное познание Владыки Христа сплачивает людей сильнее, чем кровь, сильнее, чем язык, сильнее, чем все внешние обстоятельства и материальные связи. Когда многие души мыслят одно, хотят одного, стремятся к одному, тогда эти многие души сродни единой душе – душе великой и могучей. Физические различия при этом мало что значат и почти не берутся во внимание. Так единообразные души созидаются в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. В совершенном целом совершенны и части. Каждая христианская душа – это часть сего совершенного мужа. Христос – Муж совершенный, таинственное тело Которого – Церковь. Он наполняет Собой каждого в Него верующего – по мере [возрастания] (возраста) каждого. Он – Полнота превыше всякой полноты, живой Источник, текущий и заполняющий любую достойную пустоту. Иными словами, насколько человек освобождает и опустошает себя от всего [того], что́ не есть Христос, настолько Христос входит в него и наполняет его.
О братья мои, помимо крепкой веры, надобна нам глубина смирения, дабы влилась в нас Живая Вода. И в природе мы видим, что чем ниже почва, тем легче поступает туда влага. Итак, чем глубже наше смиренное уничижение пред Господом Иисусом, тем охотнее снисходит Он в нас, насыщая нас Своими животворными силами [в серб, букв.: Своей животворностью. – Пер.] и наполняя нас, как Свой сосуд, Своей бессмертной полнотой.
О Господи Иисусе, Полнота жизни, премудрости, красоты и сладости, помоги нам уничижить себя пред Твоим Божественным величием, дабы удостоились мы Твоего посещения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ЗНАМЕНИЕ". ЗНАМЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, БЫВШЕЕ В НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ В 1170 ГОДУ.
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Как нерушимую крепость и источник чудес обретя Тебя, рабы Твои, Богородица Пречистая, врагов ополчения повергаем. Потому и молимся Тебе: мир городу Твоему даруй и душам нашим великую милость.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.
Перевод: Почитаемого образа Твоего явление празднуем, люди Твои, Богородительница, им же Ты даровала удивительную победу над противниками городу Твоему. Поэтому с верой взываем к Тебе: «Радуйся, Дева, слава и честь христианская».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Новгородская
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
Досто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м// и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.
Ино величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.
Ино величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Новгородская
Вели́чаем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже побе́ду на враги́ дарова́// гра́ду на́шему.