1 ноября день памяти Пророка Иоиля (из 12-ти малых пророков)

01.11.2022

Доброго дня! Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прор. Иоиля, мч. Уара и 7-ми учителей христианских, прп. Иоанна Рыльского и иных святых сего дня!      

 

Свт. Феофан Затворник: Не стыдись исповедать Господа Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим и искупившим Своею крестною смертью, воскресением же и вознесением Своим открывшим нам вход в Царство Небесное. Если ты постыдишься, то и Он постыдится тебя, "когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов". Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как в начале только и речей было, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том и речь охотнее течет. Неужели же к Господу меньше стало лежать сердце? Судя по речам, должно быть так. Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему; опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нем речи, и священство молчит. И вышло, что речь о Господе Спасителе и о главном нашем деле - спасении - исключена из круга речей, принятых в обществе. Что же, скажете, неужели только и говорить, что об этом? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорят ли христиане или язычники, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям. Пересмотрите все журналы, о чем только там не пишут? Но повести речь по христиански никому нет охоты. Мудреное время!

 

Кол. 2, 20-3, 3:

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"

(что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти...

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;

о горнем помышляйте, а не о земном.

Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

 

Лк. 9, 23-27

 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

 

Из Охридского Пролога за 19 октября

Рассуждение:

Явление святого мученика Уара. Когда благочестивая вдовица Клеопатра построила храм в честь святого Уара, то на освящение церкви пригласила епископа и священников. На это торжество собралось и громадное число христиан, так как вся округа чтила святого Уара как великого целителя и чудотворца. После богослужения сия набожная строительница храма пошла к мощам святого Уара в храм и помолилась ему так: «Молю тебя, страстотерпче Христов, испроси мне у Бога то, что́ Ему угодно, а мне и моему единственному сыну полезно». Ибо был у Клеопатры сын Иоанн, юноша, готовый отправиться в армию. Не успела она окончить молитву и выйти из церкви, как ее сын, дотоле здоровый, заболел. Объяла его некая горячка, и становилось ему всё хуже и хуже, пока около полуночи он не скончался. [Убитая] горем и [объятая] гневом мать пришла на гроб святого Уара и стала ему резко выговаривать: «О угодниче Божий, так ли ты мне помогаешь?» И еще много желчных обвинений изрекла она, так что даже изнемогла и погрузилась в легкий сон. Вдруг явился ей святой Уар с ее сыном Иоанном. Оба они были светлыми как солнце; в одежде белее снега, опоясанные золотыми поясами, а на головах у них [сияли] прекрасные венцы. И сказал ей святой: «Не сама ли ты молилась, чтобы испросил я у Бога то, что́ Ему угодно, а тебе и сыну твоему полезно? Испросил я сие у Бога – и взял Он, по неизреченной Своей благости, сына твоего в небесное воинство. Если хочешь, то вот, возьми его и отдай в войско царя земного». Услышав сие, юный Иоанн обнял святого Уара и сказал ему: «Нет, господин мой, не слушай мать мою и не возвращай меня в мір, полный неправды и беззакония, из которого ты меня исторгнул [в серб, букв.: избавил. – Ред.]». Воспрянув ото сна, Клеопатра ощутила великую радость в сердце и вышла из церкви веселой. Семь лет прожила она при сем храме, и святой Уар с Иоанном довольно часто ей являлись.

Проповедь о том, как душа жаждет Бога

Возжада душа моя к Богу крепкому, живому;

когда прииду и явлюся лицу Божию?

Пс. 41:3

Когда лишь искорка любви к Богу воссияет в человеческом сердце, пусть человек ее не угашает, пусть дает ей разгореться – и увидит чудо. Воспламенится сия искорка в факел невиданного света. И свечение его, и тепло от него будет весьма значительным. Во свете любви к Богу человек в міре сем будет чувствовать себя, как во мраке; а от теплоты сей любви ощутит он неутолимую духовную жажду – жажду Бога, жажду приближения к Богу, жажду лицезрения Бога. Эту жажду боголюбец Давид сравнивает с жаждой оленя, спешащего на источники вод. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому. Не всё ли вокруг нас немощь? Не стремительно ли всё окружающее нас превращается в тление? Мы хватаемся за тени, мы обнимаем мертвецов. Завтрашний смрад мы сегодня оплачиваем золотом и серебром, иногда – честью и совестью, а порой и жизнью: тлетворный запах дня грядущего! Не любовь это, а скотская похоть. Великая душа ищет объект, достойный любви, неподвластный крошению и тлению, распаду и безобразию бренных тел. Посему царь-боголюбец и выделяет особо, что жаждет его душа Бога крепкого, живого. Ибо кто поистине крепок и жив, кроме Бога? Бог даровал крепость и жизнь и Ангелам, и Своим святым праведникам, но всё это – Его и от Него. Когда прииду и явлюся лицу Божию? – вот горячее желание негасимой, подлинной любви к Богу. Да постыдятся все те, кто утверждает, что верит в Бога и любит Бога, тогда как даже сам помысел о смерти, об отшествии из міра сего, доводит их до сумасшествия.

О Господи Боже наш, Святой, Крепкий и Живой; Источник света, Источник крепости, Источник жизни, – освети нас и согрей любовью к Тебе. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРОРОК ИОИЛЬ

Про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ру­ви­мо­ва. Пред­ска­зал за­пу­сте­ния Иеру­са­ли­ма и пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ных жерт­во­при­но­ше­ний. Он же про­ро­че­ство­вал, что при­дет вре­мя, ко­гда на вся­кую плоть бу­дет из­ли­вать­ся Свя­той Дух по ве­ре в Иису­са Хри­ста, Спа­си­те­ля ми­ра. На­пи­сал кни­гу про­ро­честв.

Тропарь пророку Иоилю, глас 2

Предве́дый Бо́жие прише́ствие во пло́ти/ и наи́тие Ду́ха Свята́го и гряду́щий Суд предсказа́вый,/ проро́че Ио́иле:/ спаса́й моли́твами твои́ми// чту́щия тя от всех скорбе́й.

Перевод: Предвидевший Божие пришествие во плоти и сошествие Духа Святого и грядущий Суд предсказавший, пророк Иоиль, спасай молитвами твоими почитающих тебя от всех скорбей.

Кондак пророку Иоилю, глас 4

Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая,// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че, блаже́нне Ио́иле, сла́вне.

Перевод: Просветившееся Духом чистое твое сердце стало вместилищем светлейшего пророчества, ибо ты видишь события будущего, как настоящее, потому почитаем тебя, пророк, блаженный Иоиль, прославляемый.